вторник, 24 ноября 2015 г.

Примеры сочинений. 15-1-3

Задание  15.1 ОГЭ 
– написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи брошюры:
рассмотреть требования к сочинению (15.1), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
·         правильно находить  главную информацию,
·         четко цитировать  и
·         убедительно аргументировать свою точку зрения.
 В комплект входят:
·         брошюра с рекомендациями, 
·         пошаговая инструкция с примерами; 
·         презентация;
·         афоризмы; 
·         тексты и шаблоны (практикум);
·         теоретические сведения по лингвистике.

 написание сочинения-рассуждения на понимание смысла фрагмента текста.


Задачи книги:
рассмотреть требования к сочинению (15.2), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
·         правильно находить главную информацию,
·         четко цитировать и
·         убедительно аргументировать свою точку зрения.

Книга состоит из двух частей: объяснение теории с упражнениями и практикум. К сборникам прилагается презентация для лекции по этой теме.


 практикум( 10 тектов, шаблоны),


– написание сочинения-рассуждения на морально-этическую (нравственную) тему.
Задачи брошюры:
·         рассмотреть требования к сочинению (15.3), применить их на письме, используя необходимый пример  из исходного текста, и из жизненного опыта;
·         четко цитировать  и убедительно аргументировать свою точку зрения;
·         соединить разносторонние сведения, полученные на уроках;
·         воспитать культуру  письма,
·         выработать умения написания грамотного текста.
В комплект входят:
·         брошюра с рекомендациями, 
·         пошаговая инструкция с примерами;
·         презентация;
·         афоризмы и пословицы на морально-этические темы; 
·         тексты и шаблоны (практикум);
·         краткий словарь этических терминов;
·         проблематика, темы произведений.



Смотрите также:

 Прекрасная подборка для подготовки к сочинениям.

15.1 
На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста И.Г. Ми­ло­слав­ско­го: «Грам­ма­ти­ка рус­ско­го языка пре­жде всего сред­ство вы­ра­же­ния мысли»
На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния. Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.
Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те с при­ведённого вы­ска­зы­ва­ния.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов. Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


Сочинение
Лингвист И.Г.Милославский считает, что, зная грамматические правила, человек сможет более точно и понятно выражать свои мысли. А что же такое грамматика? Грамматика – это раздел лингвистики, который включает в себя морфологию, синтаксис и словообразование. Грамматические правила помогают нам поставить слова в нужную форму, умело соединить их между собой и расставить в предложении в соответствии с нормами русского языка. Обратимся к тексту В.Ю.Драгунского, чтобы подтвердить сказанное.
Например, в предложении 12 автор, называя действия отца рассказчика, употребляет однородные сказуемые, выраженные глаголами "оделся" и "пошёл". Оба глагола совершенного вида и прошедшего времени. Благодаря этому читатель понимает, что оба действия совершаются одним и тем же лицом и в одно и то же время.
А в предложении 2 автор использует придаточное определительное: "...ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин". Так как оно стоит после определяемого существительного "художника", что  соответствует синтаксическим нормам русского языка, мы без труда понимаем, о ком идёт речь в придаточной части.
Таким образом, грамматика - это основной закон языка, без неё все слова были бы мёртвым капиталом. (167 слов)

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста:«И вот он сидит сей­час на ди­ва­не, мой быв­ший самый луч­ший друг, на­сто­я­щий друг дет­ства, а я хочу тре­ни­ро­вать об него силу удара...
– Что с тобой? — спро­си­ла мама, при­от­крыв дверь. А я не знал, что со мной, я за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы не видно было слёз, и ска­зал:
– Я раз­ду­мал быть боксёром».
При­ве­ди­те в со­чи­не­нии два ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щие Ваши рас­суж­де­ния.
При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

СОЧИНЕНИЕ
В предложенном для анализа фрагменте говорится о том, что ради друга, пусть даже игрушечного, мальчик готов отказаться от заветной цели. Только человек с добрым и преданным сердцем способен на такой поступок. Попробую подтвердить свои слова примерами из текста.
Когда мальчик посмотрел на мишку, сидящего на диване, он не увидел в нём подобие боксёрской груши, напротив, ему показалось, что мишка живой и совсем не хочет, чтобы на нём отрабатывали удары (предложение 23). Я думаю, в этот момент рассказчик сумел почувствовать чужую боль. 
А в предложении 24 говорится о том, что мишка воскресил в сердце мальчика те забытые чувства, которые герой когда-то испытывал к своей игрушке: "... и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал..." Это говорит о том, что мишка для рассказчика был больше, чем игрушка. 
Мне симпатичен герой текста В.Ю.Драгунского тем, что дружба для него - это большая ценность и что он не способен на предательство.  

СОЧИНЕНИЕ
          Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Внутренний мир каждого человека уникален, он отражается в его действиях и отношении к окружающим. Докажу свои слова конкретными примерами.
     Обратимся к тексту В.Ю.Драгунского. Главный герой - шестилетний мальчик - имеет, на мой взгляд, богатый внутренний мир. Об этом свидетельствует его поступок. Когда мама предложила мальчику в качестве боксёрской груши использовать забытую игрушку детства - плюшевого мишку, герой сначала обрадовался, но потом он вспомнил, как любил этого мишку, как проводил с ним своё время, словно с маленьким братишкой или другом. Нахлынувшие воспоминания заставили мальчика отказаться не только от тренировки, но и от желания стать боксёром. Поведение героя говорит о том, что он настоящий друг и никогда не обидит того, кто слабее его.
   Богатым внутренним миром обладает и Маша Миронова, героиня повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Когда девушка узнала, что Петру Гринёву грозит смертная казнь, она бесстрашно отправляется к самой царице, для того чтобы спасти своего возлюбленного.  Маша смогла побороть в себе трусость и нерешительность ради спасения другого человека. А это свидетельствует о душевном богатстве девушки.
    Таким образом, чтобы узнать, что представляет собой внутренний мир человек, надо обратить внимание на его поведение в той или иной ситуации. 
ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Когда мне было лет шесть, на­вер­ное, или шесть с по­ло­ви­ной, я со­вер­шен­но не знал, кем же я в конце кон­цов буду на этом свете. (2)То у меня раз­го­рал­ся ап­пе­тит вы­учить­ся на та­ко­го ху­дож­ни­ка, ко­то­рый ри­су­ет на улич­ном ас­фаль­те белые по­лос­ки для мча­щих­ся машин. (3)А то мне ка­за­лось, что не­пло­хо бы стать от­важ­ным пу­те­ше­ствен­ни­ком и пе­ре­плыть все оке­а­ны на утлом чел­но­ке, пи­та­ясь одной толь­ко сырой рыбой. (4)А на дру­гой день мне уже при­спи­чи­ло стать боксёром, по­то­му что я уви­дел в те­ле­ви­зо­ре розыг­рыш пер­вен­ства Ев­ро­пы по боксу. (5)Как они мо­ло­ти­ли друг друга — про­сто ужас какой-то! (6)А потом по­ка­за­ли их тре­ни­ров­ку, и тут они ко­ло­ти­ли уже тяжёлую ко­жа­ную «грушу» — такой про­дол­го­ва­тый тяжёлый мяч; по нему надо бить изо всех сил, лу­пить что есть мочи, чтобы раз­ви­вать в себе силу удара. (7)И я тоже решил стать самым силь­ным че­ло­ве­ком во дворе.
(8)Я ска­зал папе:
– Папа, купи мне боксёрскую грушу! (9)Буду тре­ни­ро­вать­ся и стану боксёром.
– (10)Не­че­го тра­тить на ерун­ду день­ги, — от­ве­тил папа. — (11)Тре­ни­руй­ся уж как-ни­будь без груши.
(12)И он одел­ся и пошёл на ра­бо­ту. (13)А мама сразу же за­ме­ти­ла, что я оби­дел­ся, и по­ста­ра­лась мне по­мочь.
(14)Она до­ста­ла из-под ди­ва­на боль­шую плетёную кор­зин­ку, где были сло­же­ны ста­рые иг­руш­ки, и вы­ну­ла из неё здо­ро­ву­ще­го плю­ше­во­го мишку.
– (15)Вот. (16)Хо­ро­ший мишка, от­лич­ный. (17)По­гля­ди, какой тугой! (18)Чем не груша? (19)Давай тре­ни­руй­ся сколь­ко душе угод­но!
(20)Я очень об­ра­до­вал­ся, что мама так здо­ро­во при­ду­ма­ла. (21)И я устро­ил мишку по­удоб­нее на ди­ва­не, чтобы мне спод­руч­ней было тре­ни­ро­вать­ся и раз­ви­вать силу удара.
(22)Он сидел пе­ре­до мной такой шо­ко­лад­ный, и у него были раз­ные глаза: один его соб­ствен­ный — жёлтый стек­лян­ный, а дру­гой боль­шой белый — из при­ши­той пу­го­ви­цы от на­во­лоч­ки. (23)Но это было не­важ­но, по­то­му что мишка смот­рел на меня сво­и­ми раз­ны­ми гла­за­ми и обе лапы под­нял квер­ху, как будто он уже за­ра­нее сдаётся...
(24)И я вдруг вспом­нил, как дав­ным-давно я с этим миш­кой ни на ми­ну­ту не рас­ста­вал­ся, по­всю­ду тас­кал его за собой, и сажал его за стол рядом с собой обе­дать, и спать его укла­ды­вал, и ука­чи­вал его, как ма­лень­ко­го бра­тиш­ку, и шеп­тал ему раз­ные сказ­ки прямо в его бар­хат­ные твёрдень­кие ушки, и я его любил тогда, любил всей душой, я за него тогда жизнь бы отдал...
(25)И вот он сидит сей­час на ди­ва­не, мой быв­ший самый луч­ший друг, на­сто­я­щий друг дет­ства, а я хочу тре­ни­ро­вать об него силу удара...
– (26)Что с тобой? — спро­си­ла мама, при­от­крыв дверь.
(27)А я не знал, что со мной, я за­драл го­ло­ву к по­тол­ку, чтобы не видно было слёз, и ска­зал:
– Я раз­ду­мал быть боксёром.
(По В. Ю. Дра­гун­ско­му) *

Дра­гун­ский Вик­тор Юзе­фо­вич (1913—1972) — рус­ский со­вет­ский пи­са­тель, автор рас­ска­зов для детей.


ОГЭ 3 сочинения по тексту А.Алексина из ОБЗ 2016


15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го рос­сий­ско­го линг­ви­ста Л. Ю. Мак­си­мо­ва: «При по­мо­щи аб­зац­но­го от­сту­па (или крас­ной стро­ки) вы­де­ля­ют­ся наи­бо­лее важ­ные в ком­по­зи­ции це­ло­го тек­ста груп­пы пред­ло­же­ний или от­дель­ные пред­ло­же­ния». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.
Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Л. Ю. Мак­си­мо­ва.
....

СОЧИНЕНИЕ 

Лингвист Л.Ю.Максимов утверждает, что абзац играет большую роль в построении текста. Абзацное членение преследует одну общую цель - выделить значимые части высказывания. Обратимся к тексту А.Алексина, чтобы подтвердить сказанное.
Писатель выделил в своём повествовании несколько абзацев. Рассмотрим абзац, состоящий из предложений 17-20. С помощью него А.Алексин раскрывает новую тему в тексте и подчёркивает начало нового этапа в жизни маленькой героини - появление куклы Ларисы.
Но абзацный отступ может выполнять и другую функцию. Обратимся к предложениям 32-34. Автор мог бы и не начинать их с красной строки, так как тема высказывания не изменилась, но он всё-таки выделил эту группу предложений, тем самым сделав эмоциональный акцент на данном фрагменте текста. Так А.Алексин обращает наше внимание на отношение мамы к действиям своей дочери.
Таким образом, применение абзаца при построении текста необходимо. 
(128 слов)

15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста: «Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла — они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом».
При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.
При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.
...

СОЧИНЕНИЕ 



Данные слова принадлежат героине произведения А.Алексина. Они свидетельствуют о том, что шестилетняя девочка охвачена жаждой власти не только над бессловесными игрушками, но и над людьми. Обратимся к прочитанному тексту, чтобы доказать это.
Предложения 12-16 подтверждают то, что среди своих игрушек героиня чувствовала себя настоящей хозяйкой положения: "Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне", "Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей..."
 А в предложениях 5-11 девочка объясняет, почему у неё появилось желание повелевать другими: внешне она была очень миниатюрной, взрослые воспринимали это как достоинство, а сама героиня считала, что это её главный недостаток. Поэтому она пыталась компенсировать его обострённым самолюбием и "венценосными замашками". 
 Но появление новой куклы в жизни девочки развеяло миф о её исключительном превосходстве над игрушками, так как Лариса была выше и интереснее юной героини. Так девочка оказалась на месте тех, кем привыкла командовать и повелевать.
На мой взгляд, героиня А.Алексина глубоко заблуждается в своих желаниях, ведь стремление властвовать на самом деле не приносит счастья. (163 слова)

15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние вы­ра­же­ния ВНУТ­РЕН­НИЙ МИР ЧЕ­ЛО­ВЕ­КА?
...

СОЧИНЕНИЕ

          Внутренний мир человека - это его духовный мир, состоящий из чувств, эмоций, мыслей, представлений об окружающей действительности. Чтобы познать внутренний мир другого человека, нужно приглядеться к его поступкам, прислушаться к его словам. Это можно подтвердить конкретными примерами.
     Обратимся к тексту А.Алексина, повествование в котором ведётся от лица шестилетней девочки, поэтому о внутреннем мире героини мы можем судить по её поступкам, чувствам и мыслям, которыми она делится с читателями. По признанию самой девочки, ей очень нравится чувствовать свою власть над бессловесными куклами. И это не пустые слова, так как героиня рассказывает, как она обращается с собственными игрушками: командует и распоряжается ими, наказывает их.  Подобное поведение не является невинной детской игрой, потому что  девочке хочется так же поступать и в реальной жизни с настоящими людьми, а не куклами. Душевное состояние героини текста вызывает беспокойство, потому что её внутренний мир ограничен удовлетворением собственного тщеславия, потребностью самоутверждения.

          Вспомним героя другого литературного произведения - повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". Офицер Алексей Иванович Швабрин на протяжении всего повествования совершает бесчестные поступки: на дуэли наносит подлый удар шпагой в спину противника, во время захвата крепости, не задумываясь, переходит на сторону бунтовщиков, силой пытается склонить к союзу Машу. Слова Швабрина тоже не вызывают восхищения: он незаслуженно оговаривает честное семейство коменданта Миронова, едко отзывается о любовных стихах своего соперника и даёт ему весьма сомнительный совет о том, как добиться расположения девушки и, наконец, клевещет на Петра Гринёва, называя его изменником. Всё это наводит на мысль о душевном бесчестии Швабрина. Перед нами человек с мелкой и эгоистичной душонкой.


          Таким образом,  внутренний мир человека отражается в его действиях и отношении к окружающим. 


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Я не лю­би­ла эту куклу. (2)Её рост и внеш­ние до­сто­ин­ства срав­ни­ва­ли с моими. (3)Взрос­лые на­ив­но по­ла­га­ли, что до­став­ля­ют мне удо­воль­ствие, когда с де­жур­но-уми­ли­тель­ны­ми ин­то­на­ци­я­ми вос­хи­ща­лись мною.
– (4)Кто из вас де­воч­ка, а кто кукла — труд­но по­нять! — вос­кли­ца­ли они.
(5)Я была хруп­кой и ма­ло­рос­лой. (6)И от­то­го что все, вос­хи­ща­ясь этой хруп­ко­стью, име­но­ва­ли её «изя­ще­ством», а меня — «ста­ту­эт­кой», мне не было легче. (7)Я была са­мо­лю­би­ва, и мне ка­за­лось, что «ста­ту­эт­ка» — этo лишь вещь, укра­ше­ние, а не че­ло­век, тем более что ста­ту­эт­ка­ми на­зы­ва­ли и трёх фар­фо­ро­вых собак, оце­пе­нев­ших на нашем бу­фе­те. (8)Вос­пи­та­тель­ни­ца в дет­ском саду, слов­но ста­ра­ясь под­черк­нуть мою хлип­кость, вы­стро­и­ла нас всех по росту, на­чи­ная с самых вы­со­ких и кон­чая мною. (9)Вос­пи­та­тель­ни­ца так и опре­де­ля­ла моё место в общем строю: «за­мы­ка­ю­щая».
– (10)Не огор­чай­ся: конец — делу венец! — услы­ша­ла я от отца. (11)Венца на моей го­ло­ве, увы, не было, а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись, и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла.
(12)Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир, ни­ко­го не уни­жая, а меня воз­вы­шая. (13)Ми­ни­а­тюр­но­стью своей иг­руш­ки подчёрки­ва­ли, что со­зда­ны как бы для под­чи­не­ния мне. (14)А без­раз­дель­но хо­зяй­ни­чать — я со­об­ра­зи­ла уже тогда — очень при­ят­но. (15)Я рас­по­ря­жа­лась марш­ру­та­ми ав­то­мо­би­лей и по­ез­дов, по­вад­ка­ми и дей­стви­я­ми зве­рей, ко­то­рых в жизни бо­я­лась. (16)Я власт­во­ва­ла, по­ве­ле­ва­ла — они были бес­сло­вес­ны, без­молв­ны, и я втай­не по­ду­мы­ва­ла, что хо­ро­шо было бы и впредь об­ра­щать­ся с окру­жа­ю­щи­ми по­доб­ным об­ра­зом.
(17)Но вдруг, когда мне ис­пол­ни­лось шесть лет, по­яви­лась огром­ная кукла с круг­лым лицом и рус­ским, хотя и не­обыч­ным для иг­руш­ки, име­нем Ла­ри­са.(18)Отец привёз куклу из Япо­нии, где был в ко­ман­ди­ров­ке. (19)Я долж­на была бы об­ра­до­вать­ся за­мор­ской иг­руш­ке. (20)Но она была выше меня ро­стом, и я, бо­лез­нен­но на это от­ре­а­ги­ро­вав, сразу же её не­взлю­би­ла.
(21)Мама не­ред­ко втор­га­лась в мои вза­и­мо­от­но­ше­ния с иг­руш­ка­ми.
– (22)Лю­бишь на­ка­зы­вать? — впо­лу­шут­ку спро­си­ла как-то она. (23)И впо­лу­серьёз до­ба­ви­ла: — (24)С бес­сло­вес­ны­ми так по­сту­пать нель­зя. (25)Они же не могут от­ве­тить ни на добро, ни на зло.
– (26)На зло от­ве­ча­ют, — воз­ра­зи­ла я.
– (27)Чем?
– (28)Под­чи­ня­ют­ся.
– (29)Это оскор­би­тель­но. (30)Не для них... (31)Для тебя! — уже со­всем серьёзно ска­за­ла мама.
(32)Она, по­хо­же, хо­те­ла, чтоб я от­ка­за­лась от аб­со­лют­ной вла­сти над сво­и­ми иг­руш­ка­ми. (33)Она во­об­ще была про­тив са­мо­вла­стия. (34)Но я к этому от­вра­ще­ния не пи­та­ла.
(35)С по­яв­ле­ни­ем Ла­ри­сы мно­гое из­ме­ни­лось. (36)Иг­ру­шеч­ное цар­ство, ка­за­лось, по­слуш­но за­дра­ло го­ло­ву и взи­ра­ло на неё снизу вверх. (37)Так смот­ре­ла на Ла­ри­су и я. (38)Как кукла она была более не­обыч­ной, по­ра­жа­ю­щей во­об­ра­же­ние, чем я как че­ло­век. (39)Мы и кук­лой-то её на­зы­вать не ре­ша­лись, а име­но­ва­ли толь­ко Ла­ри­сой.

(По А. Алек­си­ну) *


Алек­син Ана­то­лий Ге­ор­ги­е­вич (род. в 1924 г.) — пи­са­тель, дра­ма­тург. Его про­из­ве­де­ния, такие как «Мой брат иг­ра­ет на клар­не­те», «Дей­ству­ю­щие лица и ис­пол­ни­те­ли», «Тре­тий в пятом ряду» и дру­гие, по­вест­ву­ют глав­ным об­ра­зом о мире юно­сти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий