10

Пунктуационный анализ.Знаки препинания в предложениях  
 со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения.


Дополнительно
Теория.
    Вводные слова - слова, при помощи которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает.
     В начале и в конце предложения вводные слова отделяются от других членов предложения одной запятой; в середине - выделяются запятыми с обеих сторон.
     Вводные слова, сочетания и предложения при произнесении выделяются интонацией. Вводные слова на письме обособляются на письме запятыми, реже – тире, скобками.         
И скоро льна радость соседей-врагов, могильной засыплюсь землёю?
- выражают чувства,
Героиней  романа, само собой разумеетсябыла Маша.
- степень уверенности,
Я, как уже сказаноникогда не отличался красноречием.
- источник сообщения,
Впрочем, он был в душе добрый человек.
- указывает на связь мыслей,
Нрава Татьяна была скромного или, лучше сказатьзапуганного.
- способ оформления мыслей,
Струсил ты, признайся, когда накинули тебе верёвку?
Вы ужпожалуйстане выдавайте меня.
- призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.

Не путайте  водные слова с членами  предложения (в качестве сказуемых или обстоятельств).
       Отличие вводных слов от членов предложения.

Вводные слова
Члены предложения
Кажется, шепчут колосья друг другу.
Мир кажется мне книгой бесконечной.
За тем лесомвидноозеро.(= наверное, находится)
За тем лесом видно озеро.
Дождь, казалось, зарядил надолго.
Море на сотни миль вокруг казалось пустынным.
Бесспорно, ты прав.
Ваше право на отпуск бесспорно.
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможно реорганизовать.
Он ,точно, немного странен.
Все три раза он проводил поезда точно по расписанию.
Прежде всего, нужно ли говорить именно об этом? (указывается связь мыслей).
Прежде всего нужно говорить именно об этом («сначала»).
Он, безусловно, прав (вводное слово; указывается на уверенность в его правоте).
Он безусловно прав (обстоятельственное слово; указывается степень его правоты).
Ваши рассуждения, естественно, подводят нас к правильному решению («разумеется»).
Ваши рассуждения естественно подводят нас к правильному решению (естественным образом).
Далее, слово берет председатель профкома (последовательность изложения мыслей).
Далее слово берет председатель профкома («затем»; последовательность фактов).
Подобные статьи, вообще, представляют интерес, но конкретно эта вряд ли подойдет для нашего журнала.( в значении «вообще говоря»)
Разжигать костры он вообще запрещал... (К.) (в значении «всегда», «совсем, при всех условиях»)
Вообще здесь мне нравится, и комнату эту я сниму (в значении «в общем», «а целом»).
Актер, в конце концов, мало подготовлен для такой ответственной роли.
В конце концов они [офицеры] взяли сторону командира (Н.-П.).
Солнечные пятна были на полу, потом перешли на прилавок, на стену и совсем исчезли; значит, солнце уже склонилось за полдень (Ч.).( оно синонимично словам «следовательно», «стало быть»)
Человек значит неизмеримо больше, чем принято думать о нем... (Г.)( близко по смыслу к «означает»).
Бороться — значит победить.( между подлежащим и сказуемым, выраженными неопределенной формой глагола, требует постановки перед собой тире)
И, потом, он в моих глазах знаменитость («кроме того»).
И потом он стал знаменитым («затем, после этого»).
Цех, возможно, уже реорганизован.
Цех возможнореорганизовать.
Вы, верно, переведены сюда из России?
Вы верно перевели этот отрывок?
После обхода больных врач, может быть, у себя в кабинете («возможно»).
После обхода больных врач может быть у себя в кабинете («может находиться»).
Нужно исправить и, главным образом, дополнить свежим материалом.(  в значении «самое главное»)
Он добился успеха главным образом благодаря своему трудолюбию («преимущественно», «в основном», «больше всего»)

При встрече двух вводных слов запятая между ними ставится:
Дождь, однако же, кажется, зарядил надолго.
Стало быть, по-вашемуфизическим трудом должны заниматься все без исключения?
 Вводные слова отделяются от предшествующего сочинительного союза, если вводное слово можно опустить или переставить без нарушения его структуры  и но);
Терентий пробавлялся мелкой слесарной работой; но, во-первых, работы было мало, и, во-вторых, много времени отнимали неотложные дела.
Но, к великой моей досаде, Швабрин, обыкновенно снисходительный, решительно объявил, что песня моя нехороша (Пушкин);
если же изъятие или перестановка вводного слова невозможны, то запятая после союза не ставится ( и, но и а).
Несчастье нисколько его не изменило, а напротив, он стал еще крепче и энергичнее.
И в самом деле, послышались голоса внизу (Ч.) И пожалуй, это все.
 Но конечно, все кончилось благополучно.

Не являются вводными и не выделяются запятыми слова и словосочетания:
авось, буквально, будто, вдобавок, в довершение, вдруг,  ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, даже, едва ли, исключительно, именно, как будто, как бы, как раз, к тому же, между тем, небось, по предложению, по постановлению, по решению, приблизительно, примерно, притом, почти, поэтому, просто, решительно, словно, якобы
  Обращение — это слово или словосочетание, называющее лицо (реже — предмет), к которому обращена речь.
    Обращение может выражаться однословно и неоднословно. Однословное обращение бывает выражено существительным или любой частью речи в функции существительного в И. п., неоднословное обращение может включать зависимые от этого существительного слова или междометие о:  Дорогая внучка, почему ты мне стала редко звонить?
       Ожидающие рейс из Сочи, пройдите в зону прилета. Опять я ваш, о юные
        друзья! (название элегии А. С. Пушкина).
    Обращение может быть выражено существительным, стоящим в форме косвенного падежа, если оно обозначает признак предмета или лица, к которому обращена речь:
       Эй, в шляпе, вы крайний?
В разговорной речи обращение может быть выражено личным местоимением; в этом случае местоимение выделяется интонационно и пунктуационно:  Эй, вы, идите сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).
     Обращение грамматически не связано с предложением, не является членом предложения, обособляется при помощи запятых, может занимать в предложении любое место. Стоящее в начале предложения обращение может быть обособлено при помощи восклицательного знака:  Петя! Немедленно иди сюда! (предложение односоставное определенно-личное, распространенное, осложнено обращением).

Практикум. ОГЭ
Общее задание. В приведённых ниже предложениях  пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(ы),…. Ответ:__________________

1.
 1. обозначающие запятые при вводном слове.
 Нет,(1) не обиделся,(2) но,(3) к сожалению,(4) ничего взрослые не понимают. Скажешь что-нибудь нечаянно,(5) а они и решат…

2.   обозначающие запятые при вводном слове.
Дедушка тоже,(1) видно,(2) наелся,(3) но теперь зачем-то ломает ветки черники.Хватит,(4) - говорю я дедушке,(5) - мы наелись ,(6) пойдём.

3.   обозначающие запятые при вводном слове.
 Правда, (1) раньше мать говорила, (2) будто у Лёшки необыкновенно красивые глаза и ресницы. Но так, (3) наверно, (4) говорят все матери о своих детях, (5) если даже они у них уроды.

4.  обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.
Дима прочитал: «Дорогая Валя, (1)учительница хочет, (2) чтобы мы обращались к году. А я обращаюсь к тебе, (3) живущей в том самом году!»

5. обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
(15)Тебе же,(1) душа моя,(2) душевного благородства как раз не хватает. (16)Например,(3) вчера ты съел,(4) если не ошибаюсь,(5) четыре порции мороженого,(6) а с младшей сестрой не поделился.

6. обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.
Государь ты наш Владимир Андреевич,(1) я, (2) твоя старая нянька,(3) решилась тебе доложить о здоровье папенькином. (Пушкин).

7. обозначающие запятые при обращении.
Цыц,(1)проклятые,(2) как на вас погибели нет. (Тургенев).

8. обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
(17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор.

9. обозначающие запятые при вводных словах.
Они сообщали,(1) что очень скучают. И,(2) наверное,(3) просто не догадывались… Конечно,(4) я мог бы им обо всём написать

10.  обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Нет,(1) пожалуй,(2) артистическим было только лицо, (3) абсолютно отсутствующее. «Весь в себе», (4) — говорит в таких случаях мама. Он еще не начал играть, (5) но уже мыслил музыкальными образами пьесы.
2.
 1. обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Конечно,(1) я не позволял себе чересчур увлекаться игрой,(2) мне нужен был только рубль,(3) каждый день по рублю. Получив его,(4) я убегал,(5) покупал на поселковом рынке литровую баночку молока,(6) неторопливо обедал и садился за уроки.

2. обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Нет,(1) пожалуй,(2) артистическим было только лицо,(3) абсолютно отсутствующее. «Весь в себе»,(4) — говорит в таких случаях мама. Он еще не начал играть,(5) но уже мыслил музыкальными образами пьесы.

3. обозначающую запятую при вводном слове.
Книга  всегда  найдет  того,(1) кому она  нужна. Например,(2) покупает  книгу человек,(3) который украшает ими свою столовую. Но ведь у него могут быть и сын,(4) и племянники.

4. обозначающие запятые при вводном слове.
Будем знать историю - историю всего,(1) что нас окружает в большом и малом масштабах. Это ведь четвертое,(2) по-моему,(3) очень важное измерение мира,(4) окружающего нас.

5. обозначающие запятые при вводном слове.
Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло.

6. обозначающие запятые при вводном слове.
 По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.
7. обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.
«Стой,(1)Прасковья Осиповна! Я положу его,(2) завернувши в тряпку,(3) в уголок: пусть там маленечко полежит; а после его вынесу». (Гоголь).

8. обозначающие запятые при обращении.
За мной,(1)читатель! Кто сказал тебе,(2)что нет на свете настоящей,(3) верной,(4) вечной любви? (Булгаков).

9. обозначающие запятые при вводном слове.
 Так же как и у взрослых,(1) в библиотеке детей есть книги зачитанные,(2) затрепанные,(3) а следовательно,(4) и самые дорогие,(5) и есть книги новенькие,(6) с нестершимся золотым тиснением на переплетах,(7) книги,(8) раз только раскрытые и недолистанные до конца.

10. обозначающую(-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
(17)Яблоня - мичуринка,(1) сорт "золотой налив",(2) и,(3) конечно,(4) взята она,(5) бедная,(6) Квакиным на выбор.

3
  1. обозначающую(ие) запятую(ые) при вводном слове.
 Родился я в 1892 году в Москве,(1) в Гранатном переулке,(2) в семье железнодорожного статистика. Отец мой,(3) несмотря на профессию,(4) требовавшую трезвого взгляда на вещи,(5) был неисправимым мечтателем. Он не выносил никаких тягостей и забот. Очевидно,(6) из-за этих своих свойств отец долго не уживался на одном месте.

2. обозначающую(ие) запятую(ые) при обращении.
Как счастлив я,(1) что уехал! Бесценный друг,(2) что такое сердце человеческое? Я так люблю тебя: мы были неразлучны,(3) а теперь расстались, (4)и я радуюсь! (Гете).

3. обозначающие запятые при обращении.
Четвертого дня прибыл я сюда,(1) любезный друг,(2) и,(3) по обещанию, (4)берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).

4. обозначающие запятые при обращении.
– Ну,(1)брат Грушницкий,(2) жаль, (3)что промахнулся! – сказал капитан… (Лермонтов).

5. обозначающие запятые при вводном слове.
Он,(1) например,(2) требовал,(3) чтобы слово обязательно значило только любезно, (4) услужливо. Но это значение слова уже умерло. Теперь и в живой речи,(5) и в литературе слово обязательно стало означать непременно.

6. обозначающие запятые при вводном слове.
 По длине вагоны примерно равнялись нашим трамвайным,(1) но только,(2) конечно,(3) не современным четырехосным,(4) а двухосным,(5) легким,(6) в высоту же они намного превосходили их.

7.  обозначающие запятые при вводных словах.
Четвертого дня прибыл я сюда,(1) любезный друг,(2) и,(3) по обещанию, (4)берусь за перо и пишу к тебе (Тургенев).

8. обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.
Когда-то давно мой отец приехал в Равенну,(1) увидел эту мозаику,(2)  купил дешевенькую открытку, (3) послал мне. Если бы он ее не послал,(4)  я бы,(5) наверное,(6) не приехала сюда бы,(7) как по мановению руки слепого человека во тьме вспыхивает волшебный свет.

9.   обозначающую(-ие)  запятую(-ые) при вводном слове.
  К ночи мимо Кеши Казарина уже проехали,(1) казалось,(2) все ребята из интерната. Они смотрели на него так,(3) словно он виноват в случившемся.  

10. обозначающую (-ие) запятую (-ые) при  вводном слове.
   Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.

1
2
3
1
3, 4
1
6
2
1, 2
1, 2
2
3
1, 3, 4
2
1, 2
4
1
2, 3
1, 2
5
3, 4, 5
1, 2
1, 2
6
1
2, 3
2, 3
7
1, 2
1
3, 4
8
3, 4
1
5, 6
9
2, 3, 4
3, 4
1, 2
10
1, 2
3, 4
3, 4





4
Общее задание. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые)…Ответ:___________________________
      1. при вводном слове.
Побледнел Сашка,(1) съёжился,(2) облило тело ледяным потом,(3) сдавилось сердце – идёт комбат,(4) конечно,(5) проверять,(6) исполнен ли приказ его!

2.  при обращении.
За ним-то,(1) наверное,(2) и свернул Жора с дороги,(3) и словно услышал Сашка его голос: «Смотрите,(4) ребята,(5) цветок какой! Красота!»

3. при вводном слове.
Главы были поставлены,(1) и новёхонькие стены закрасовались,(2) как молодицы на гулянке. Это глазом легко смотреть: глаз-то он,(3) друзья,(4) барин,(5) а рука,(6) конечно,(7) – работница.

4. при вводном слове.
Когда мне становится невыносимо больно от воспоминаний,(1) а они не покидают,(2) да и никогда,(3) наверное,(4) не покинут тех,(5) кто прошёл войну,(6) когда снова и снова передо мной встают те,(7) кто пал на поле боя,(8) я думаю о ёлочке,(9) которая растёт в лесу на пне.

5. при вводном слове.
Он вскакивал с места и сломя голову выбегал из клacca,(1) хватал пальто и,(2) на ходу попадая в рукава,(3) скрывался за дверью. Куда он мчался? В свою загадочную жизнь, (4) о которой никто, (5) видимо, (6) не имел представления.

6. при вводном слове.
Кур,(1) правда,(2) тут давно нет. При игре в прятки это было самым укромным местом,(3) а вечером туда вообще заходить боялись. Налево от дорожки – огород. Вернее,(4) это был сад-огород.

7. при вводном слове.
И мама показала,(1) как стоят балерины: подтянулась,(2) даже,(3) кажется,(4) выше стала,(5) и одну ступню вплотную приставила к другой,(6) ровно посредине.
8. при вводном слове.
Я вспомнил,(1) как отец уходил с ружьём. Яркой вспышкой озарило меня прошедшее,(2) но не забытое мгновение,(3) точнее,(4) чувство: мы с мамой провожаем его до угла,(5) где висит почтовый ящик.

9. при вводном слове.
Вот и сейчас мать наклеила красивую марку,(1) как в детстве… Они у нас лежали в маленькой длинной коробочке,(2) слева на столе. И мать,(3) вероятно,(4) долго выбирала,(5) пока остановилась на этой .

10. при вводном слове.
Через несколько часов в гримёрной сидели семнадцать кошек,(1) несчастные,(2) облезлые,(3) грязные. У одного кота,(4) по-видимому,(5) в драке был выдран клок шерсти, (6) у другого на лапе кровоточила рана.

11. при вводном слове.
Бывало,(1) проходишь с гостями по музею и слышишь: «А ведь она у вас совсем как Арина Родионовна!» И действительно,(2) она любила Пушкина и всё пушкинское – его бумаги,(3) книги,(4) вещи – особой,(5) материнской любовью.

12. при вводном слове.
Прочитав вслух моё сочинение,(1) Игнатий Дмитриевич поднял меня с места,(2) долго пристально вглядывался и наконец тихо молвил редкую и оттого,(3) конечно,(4) особенно дорогую похвалу: «Молодец!»

13. при вводном слове.
Пётр Петрович Лукин знал математику блестяще и лектором был превосходным. Ходили,(1) однако,(2) слухи,(3) что на экзаменах он отличался свирепостью. Студенты  боялись сессии,(4) поэтому относились к Лукину с почтительно-вежливой опаской.

14. при вводном слове.
Наташка взяла жестяную банку с червями и, (1) заглянув внутрь, (2) презрительно сказала: – Разве это черви? Вот у тѐти Марьи на огороде… И вывалила наших червей в глубоченную яму, (3) приготовленную для силоса. Мы с Мишкой ахнули: этих червей мы, (4) может, (5) с полчаса копали у конюшни.

15. при вводном слове.
Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.

16. при вводном слове.
– Хочешь драться? Бей, (1) я один здоровый. Они раненые. А его отец, (2) – высокий кивнул на очкастика, (3) – рядом с твоим, (4) может, (5) лежит.

17. при вводном слове.
Яровой поднял голову, (1) и лѐтчики увидели его глаза… И каждый подумал в ту минуту, (2) что, (3) очевидно, (4) такими они бывают, (5) когда Яровой идѐт на цель на своѐм самолѐте и жмѐт на гашетки.

18. при вводном слове.   
Но  и  этот  громкий  голос  пролетел, (1)   видимо, (2)   мимо  сознания   Анны  Федотовны.  Она  ждала  скрипа  задвигаемого  ящика, (3)   вся   была  сосредоточена на этом скрипе и, (4)  когда наконец он раздался, (5)   вздохнула  с облегчением:  – Ступайте, (6)  дети. Я очень устала.          

19.  при вводном слове.
– Хорошо,(1)– скажете вы,(2) – в темноте,(3) конечно,(4) можно слушать пение или музыку,(5) но непонятно,(6) как актёры ухитрялись разыгрывать спектакли в лесу.

20. при вводном слове.
– Не мудрено,(1) что он производит такое потрясающее впечатление,(2) – говорил в толпе какой-то человек своему соседу. – У него,(3) по-моему,(4) замечательно драматическая наружность. Действительно,(5) и это бледное лицо с выражением вдумчивого внимания, (6) и неподвижные глаза,(7) и вся его фигура предрасполагали к чему-то особенному, (8) непривычному.

21. при вводном слове.
Я сделаю её,(1) может быть,(2) за несколько дней,(3) но такие вещи не дарят детям. Я делаю подарки для взрослых,(4) а ты ещё маленькая и многого не понимаешь.

22. при вводном слове.
Я замер и стал вслушиваться. Мне казалось,(1) что и не музыка это,(2) а ключ течёт из-под горы. Кто-то,(3) казалось,(4) припал к воде губами,(5) пьёт,(6) пьёт и не может напиться – так иссохло у него во рту и внутри.

23. при вводном слове.
В его взгляде,(1) в выражении измученного,(2) с плотно сжатыми,(3) посиневшими губами лица чувствовалось внутреннее напряжение и,(4) казалось,(5) недоверие .

24. при вводном слове.
Но и этот громкий голос пролетел,(1) видимо,(2) мимо сознания Анны Федотовны. Она ждала скрипа
задвигаемого ящика,(3) вся была сосредоточена на этом скрипе и,(4) когда наконец он раздался,(5) вздохнула с облегчением:
– Ступайте,(6) дети. Я очень устала.

1) 4, 5
2) 4, 5
3) 6, 7
4) 3, 4
5) 5, 6
6) 1, 2, 4
7) 3, 4
8) 3, 4
9) 3, 4
10) 4, 5
11) 1, 2
12) 3, 4
13) 1, 2
14) 4, 5
15) 3, 4
16) 4, 5
17) 3, 4
18) 1, 2
19) 3, 4
20) 3, 4, 5
21) 1, 2
22) 3, 4
23) 4, 5
24) 1, 2





Комментариев нет:

Отправить комментарий