11

 Синтаксический анализ сложного предложения
Теория.


Дополнительно
        ССП (сложносочиненное предложение)- это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами. Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу, между ними можно поставить точку (смотрите о простых предложениях В 3). 

Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга чаще всего запятой.

  В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).

  В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.

Примечания:      *в придаточной части СПП в роли подлежащего нередко выступают союзные слова  который (которая, которое, которые), что:
        В комнате были детикоторые не обращали на нас никакого внимания.
        Она ненавидела всё, что было связано с футболом.
      *вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому не могут
                   быть грамматической основой или входить в её состав.
      * обращение не является главным членом предложения, следовательно, не
           может быть подлежащим.
      * приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является
           определением;
       * дополнение в Вин. п. не является подлежащим.
Сочинительные союзы.
Соединительные
выражают отношения перечисления
и    и – и    да (= и)   ни – ни    как – так и   не только – но и
Присоединительные
служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, несущих какие-либо замечания, дополнения
и   да и        тоже      также
       (а также)
  причём      притом
Разделительные
выражают отношения взаимоисключения, чередования предметов, признаков, действий
или (иль)   либо   то — то
не то — не то   то ли — то ли
Противительные
выражают отношения различия, противопоставления
а    но   да (= но)   зато (=но)
однако (=но)    же     а то    а не то
Пояснительные
служат для присоединения слов, словосочетаний и предложений, содержащих пояснения
то есть
а именно
                                                     Схемы ССП 

[ ], и [ ].           [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].

[ ], да [ ].         [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы]. 

Ни [ ], ни [ ].  Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет]. 

[ ], или [ ].      [Залает пёс дворовый], или [ветерок заше­лестит]. 

То [ ], то [ ].  То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит]. 
[ ], [... же... ].  [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
  Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; он стоит не между простыми предл., а после первого слова второго предл, выделяя это слово).
[ ], […тоже… ].  [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже по­бледнели] .
Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.
 [ ], то есть [ ].   [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
 [ ], а именно [ ].  [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев]. 
Советы. 1. Помните, что простые предложения, входящие в состав ССП, отделяются друг от друга чаще всего запятой.
2. В поисках запятой, разделяющей части ССП, смотрите на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
3. Сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать – одну или несколько:  тщательно проверяйте каждую запятую!

Например: В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.

    Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. «И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе»,(4) – при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.

Запятая №1 разделяет два простых предложения в составе ССП, так как: во-первых, здесь две грамматических основы (Михаил Семёнович говорит и смех вспыхивает);во-вторых, после запятой стоит сочинительный союз И.

Запятая №2 разделяет два простых предложения (главное и придаточное) в составе СПП, так как: во-первых, здесь две грамматические основы (помещик разросся и не мог сидеть);во-вторых, после запятой стоит подчинительный союз ЧТО.

Запятая № 3 отделяет простое предложение И помещик этот разросся до такой толщины от простого предложения прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный союз А. 

Запятая №4 отделяет прямую речь («И помещик этот разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе») от слов автора (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка).

Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись), который стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон. А сочинительный союз И в данном случае соединяет два однородных члена (взял и представил). Их легко увидеть, если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и представил непомерного толстяка). 
Таким образом, только запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП.

                                                                                                  Ответ: 1
Практикум. ОГЭ
                         
Общее задание. Укажите количество грамматических основ в предложении. Ответ запишите цифрой.                      Ответ:_______________________

1   1. В фонаре вспыхнула и сразу же погасла паутина, и ровный язычок пламени, почти незаметный здесь, на улице, потянулся вверх и стал гореть спокойно, как в комнате.
2.  Трамвайные рельсы были проложены по дамбе, соединявшей Волгу и город, пассажиры, входя в вагон, с грохотом откидывали тяжёлые спинки кресел — трамвай на конечной станции не делал круг, как в Петербурге, а ходил только по прямой, туда и назад. (В.Каверин).
3 Разнеженная теплом кошка дремала возле постреливающей печи, спокойно вытянувшись, мурлыкая. (Ю.Бондарев)
4.  На переходе Алексей Холмогоров утомился, но, несмотря на это, улегшись на нарты, он еще долго не спал.(Е.Коковин)
5. Чтобы не заснуть, Генка вертелся на стуле, Игорь хлопал глазами, а Сева встряхивал головой, которая поминутно падала на грудь. (А.Рыбаков)
6. В первой половине дня Сенька кое-как еще держал себя в руках, но когда после небольшого перерыва самолеты стали заходить не только со стороны солнца, а сразу со всех четырех сторон, он почувствовал, что больше не может. (В.Некрасов)
7. Здесь пахнет сильно болотной травой, вода кажется чёрной, как чернила, и кипит под веслом. (А.Куприн)
8. Приходилось выезжать на старом челне на середину озера, где доцветали кувшинки и голубая вода казалась чёрной, как дёготь. (К.Паустовский)
9. Ночью осторожно и старательно пели в парке соловьи, входила в открытые окна спальни свежесть воздуха, росы и политых на клумбам цветов, холодило постельное белье голландского полотна. (И.Бунин)
10.Зная, чем можно досадить директору, Сашка Бобырь здорово наловчился ловить больших зеленых мух, которые залетали иногда к нам в класс и, стукаясь о стекла, жужжали, как шмели. (В.Беляев)
2
  1.  Парта стояла у окна, и никто раньше Саньки Коншакова не мог уследить, как к деревне
подкрадывалась весна, как на пригорках проступали рыжие проталины, темнел снег в поле, вздувалась в овраге река. (Мусатов А.)
2. Из еловых пропастей я поднимаюсь к солнечной опушке, по пути в глуши встречается ландыш, он еще сохранил всю свою форму, но слегка пожелтел и больше не пахнет. (Пришвин М.)
3. Танечка сходила за зонтиком, и молодые люди спустились к дороге, пересекли ее и пошли по густой, прохладной аллее к морю.(Станюкович К.)
4.На исходе ночи ветер переменился, подул с запада тягуче и влажно, снег оседал и, подтаивая, темнел. (Рудов В.)
5. Скамейки вдоль аллей были сломаны, большая гипсовая ваза на клумбе разбита, пруд затянулся ядовито-зеленой тиной. (Рыбаков А.)
6. На кавказском побережье стояла ранняя весна, но в море ее сейчас не чувствовалось: солнце, опускавшееся к горизонту, уже не согревало воздуха, отчего встречный ветерок был почти холодным. (Соболев Л.)
7. Местность постепенно повышалась, грунт становился суше, каменистее, ручей обозначился резче. (Рыбаков А.)
8. Не зная, что делать, Миша растерянно оглянулся. (Матвеев Г.)
9. Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал - барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос...(Паустовский К.)
10. Известно, что в пустынных и глухих лесах далекого Севера медведи встают из берлог еще по снегу. (Соколов-Микитов И.)


3
1. Тётя Галя вздохнула, хотела что-то ещё сказать про Колюшку, но решила, видно, не огорчать меня печальными рассказами. (Крапивин В.)
2. Солнце переливалось через крышу, заставляло жмуриться, длинные тени пересекали помятую машинами дорогу, грачи блуждали между тенями, в полосах солнечного света. (Тендряков В.)
3. Бумага, которая закрывала щель в стекле, оторвалась, от окна дуло. (Крапивин В.)
4. Пурга прекратилась, сразу же посветлело, горизонт впереди очистился, а море стало тёмно-синим, искраплённым ярко-белыми язычками барашков. (Князев Л.)
5. Ярко светит солнце, шумит прибой, волны лижут приморский пляж, разукрашенный раковинами и лентами зеленоватых водорослей. (Болдырев В.)
6. Неприютный октябрь рвал с деревьев листву, лес раздвинулся, посветлел, редко звучали птичьи голоса, лишь по утрам в бору пинькали синицы, ворчливо трещали сороки да противно орали сойки. (Рудов В.)
7. Дунул ветер, на вершине липы обломился сухой сучок и, цепляясь за ветви, упал на дорожку аллеи; из-за сарая потянуло крепким запахом мокрого орешника. (Вересаев В.)
8. Я стоял на поляне, снега на которой почти не было.(Коваль Ю.)
9. С трудом скрывая волнение, Борис Жигуленков чётко повторил полученную боевую задачу и побежал к своему самолету. (Землянский Д.)
10. Массивное здание вздрагивало от разрывов, чернильницы подскакивали и плескали, люстра под потолком начинала раскачиваться, а старый кассир сидел за своим столом над раскрытой приходо-расходной книгой, уставив рассеянный взгляд в распахнутое окно, на площадь, обезлюдевшую, точно перед грозой. (Полевой Б.)
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
1
2
3
1
2
5
4
2
3
3
3
2
6
3
2
2
3
4
3
2
4
2
3
1
3
3
4
3
6
3
2
1
4



Комментариев нет:

Отправить комментарий