2

Общее задание. Прочтите текст и выполните задания  2-14. Ответами к заданиям являются число, последовательность цифр или слово (словосочетание), которые следует записать в поле ответа в тексте работы.
       
              Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.

Любое  произведение выражает систему взглядов автора, его мировоззрение, его «личность»: 
   1) система взглядов на те или иные явления, способ их рассмотрения;
   2) общий замысел (художника, поэта, ученого и т.д.)
Все это держит текст и не дает ему рассыпаться на отдельные эпизоды, описания и рассуждения, т.е. держатся на  идее, главной мысли.
  Существует еще и подтекстовая информация, или просто подтекст 
  Подтекст похож на чудо. Это смысл, который не выражен в тексте обычными словами и возникает как бы «из ничего». Но это только так кажется. Скрытый смысл, который способны таить в себе слова, предложения, отдельные отрезки текста, передается с помощью порядка слов, интонации, художественных средств.
      Создать подтекст помогают
 * монтаж - это порядок, в котором выстроены предложения, абзацы и отдельные отрезки текста и который подчинен основному замыслу автора;
   * разрывы, в которых содержится та информация, которую читатель уже имеет (или должен, по мнению автора, иметь).
  Содержание текста становится понятным только тогда, когда любой читатель  может  самостоятельно  заполнить эти смысловые разрывы, когда в его мышлении уже содержится «как бы внутренний  текст», который он самостоятельно дополняет.
   Ни один текст нельзя построить, объясняя каждое слово, ни в одном тексте нельзя сказать всего. Когда мы говорим или пишем, то обязательно предполагаем, что какая-то часть информации нашему адресату известна, и помещаем ее в разрывы.
  
  Связность текста - категория, характеризующая особенности соединения внутри речевого произведения его элементов: предложений, абзацев, сверхфразовых единств и т.д. Она строится на основе лексико-грамматических возможностей языка.

Актуальное членение предложения

 Тема (Т) - данная, исходная информация.
 Рема - (Р) - новое в речевой ситуации, то, ради чего создается предложение.
Движение от темы к реме определяется свойством человеческого мышления идти от известного к неизвестному. Такое движение происходит не только на уровне предложения, но и на уровне текста: мы постепенно вводим новую информацию в каждое последующее предложение, в то же время сохраняя в нем нечто данное, уже известное. Это движение информации внутри текста называется тематической прогрессией.
   Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык и развил литературу. Изящная словесность благодаря ему стала не просто фактом культуры, а фактом жизни всего народа.

Цепная связь предложений  - определенный вид тематической прогрессии, реализующийся в цепной связи  между предложениями  данного текста (великий русский писатель заменено личным местоимением он).
   Пушкин - великий русский писатель. Он преобразовал наш язык. Он развил и обогатил  литературу. Он стал первым истинно национальным поэтом, сумевшим выразить дух русского народа.

  Ключевые слова - это такие слова, которые связаны с основными образами, объектами и понятиями текста и сжато представляют  текст.
   Ключевые, опорные, слова выражают преобладающую в тексте авторскую оценку. Такие ключевые слова в наибольшей степени помогают понять авторскую позицию, идею текста. Они помогают более точно определить тему текста.


 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная
целостность текста. Анализ текста.




Дополнительно
Пример
Общее задание - четко определить смысл фрагмента текста.
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос.

«Почему мать поссорилась с дочерью

     1. Мать потратила слишком много сил и средств для приготовления праздничного стола,  а дочь это не оценила.
2. Матери не нравится, как одевается Оксана.
3. Оксана не хотела, чтобы мать сидела за столом вместе с молодёжью.
4. Оксана находилась в ванной и не помогала матери готовить праздничный стол.

       Ответ: _________________________
  Текст

(1)     По дому плавали запахи и крики. (2) Надежда накрывала стол и ругалась с Оксаной, которая находилась в ванной и отвечала через стену. (3) Слов не было слышно, но Корольков улавливал смысл конфликта. (4) Конфликт состоял в том, что Надежда хотела сидеть за столом вместе с молодёжью, а Оксана именно этого не хотела и приводила в пример других матерей, которые не только не сидят за столом, но даже уходят из дома. (5) Надежда кричала, что она потратила неделю на приготовление праздничного стола и всю прошлую жизнь на воспитание Оксаны и она не намерена сидеть на кухне, как прислуга.
(6) Корольков лежал у себя в комнате на диване. (7) Болело сердце, вернее, он его чувствовал, как будто в грудь положили тяжёлый булыжник. (8) Он лежал и думал о том, что вот уйдёт и они будут ругаться с утра до вечера, потому что Оксана не умеет разговаривать с матерью, а Надежда — с дочерью. (9) Она воспитывает её, унижая. (10) И они зажигаются друг о друга, как спичка о коробок.
(11) Отворилась дверь, и вошла Оксана в длинной новой кофте в стиле «ретро», или, как она называла, «ретруха».
– (12) Пап, ну скажи ей, — громко пожаловалась Оксана. — (13) Чего она мне нервы мотает?
– (14) Как ты разговариваешь с матерью? — одёрнул Корольков.
– (15) Ну, пап. (16) Ну, чего она сядет с нами? (17) Я всё время буду в напряжёнке. (18) Она вечно что-нибудь ляпнет, что всем неудобно…
– (19) Что значит «ляпнет»?
– (20) Ну, не ляпнет. (21) Поднимет тост за мир во всем мире. (22) Или начнёт обращать на меня внимание… (23) Или начнёт всем накладывать на тарелки, как будто голод…
– (24) Ты не голодала, а мы голодали.
– (25) Так это когда было. (26) Сорок лет назад голодала, до сих пор наесться не может. (27) Хлеб заплесневеет, а она его не выбрасывает.
– (28) Довольно-таки противно тебя слушать, — объявил Корольков. — (29) Ты говоришь, как законченная эгоистка.
– (30) Ну извини… (31) Но ведь мой день рождения. (32) Мне же шестнадцать лет. (33) Почему в этот день нельзя сделать так, как я хочу?
(34) Корольков посмотрел с тоской на её чистенькое новенькое личико с новенькими ярко-белыми зубами и подумал, что её перелюбили в детстве и теперь придётся жать то, что посеяли. (35) Он понимал, что нужен был дочери не тогда, когда носил её на руках и посещал в пионерском лагере. (36) А именно теперь, в шестнадцать лет, когда закладывается фундамент всей дальнейшей жизни, — именно теперь нужен родной отец. (37) И не амбулаторно, как говорят врачи, — пришёл, ушёл. (38) А стационарно. (39) Каждый день. (40) Под неусыпным наблюдением. (41) Чтобы не пропустить возможных осложнений. (42) А осложнения, как он понимал, грядут. (43) Позвонили в дверь. (44) Оксану сдуло как ветром вместе с её неудовольствием, и через секунду послышался её голос — тугой и звонкий, как струя, пущенная под напором. (45) С ней было всё в порядке. (46) Впереди праздник, и жизнь — как праздник. 


(По В.С. Токаревой)*Виктория Самойловна Токарева (родилась в 1937 году) — русский прозаик и  сценарист.                                                            Ответ   № 3

Текст http://www.saharina.ru/gia/test.php?name=gia108.xml
В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Для чего автор превращает взрослого человека в ребёнка?»
1) Автор стремится убедить читателей в том, что взрослые всегда правы.
2) Автор стремится показать, что родители должны воспитывать детей на собственном примере.
3) Автору важно передать мысль о том, что родители и их дети должны понимать друг друга и помогать во всём, не обманывать.
4) Автор показывает таким образом, что папа был в детстве гораздо серьёзнее своего сына.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему картины Левитана требуют медленного рассматривания?»
1) В картинах Левитана много мелких деталей.
2) Картины Левитана огромны по размеру: их не охватишь одним взглядом.
3) Чем дольше вглядываешься в картины Левитана, тем всё милее становится тишина провинциальных посадов, знакомых рек и просёлков.
4) Чтобы понять картины Левитана, нужно прочесть литературные произведения, по мотивам которых они написаны.


В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Чехов сказал Левитану: "На твоих картинах уже есть улыбка"?»
1) После второй поездки на Волгу на картинах Левитана появились свет и блеск.
2) Он решил писать портреты смеющихся людей.
3) Он решил изображать весёлые народные гулянья.
4) Он решил писать портреты клоунов.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитан в Финляндии захандрил «без меры и границ»?» 
1) В Финляндии ему негде было жить.
2) Он хотел поехать в Венецию.
3) Он не понимал картин финских художников.
4) Граниты Финляндии, ее чёрная речная вода, студенистое небо и мрачное море нагоняли тоску.

В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему Левитану отказали в просьбе отвезти его на Ай-Петри?»
1) До Ай-Петри было очень далеко.
2) Разреженный горный воздух мог оказаться для него смертельным.
3) Чехов боялся подниматься в горы, а именно ему пришлось бы сопровождать Левитана.
4) Поездка в горы не состоялась из-за плохой погоды.

 Другие примеры на сайте "Решу ОГЭ"

Вариант 1Вариант 2Вариант 3Вариант 4Вариант 5
Вариант 6Вариант 7Вариант 8Вариант 9Вариант 10
Вариант 11Вариант 12Вариант 13Вариант 14Вариант 15

               

Комментариев нет:

Отправить комментарий