Сочинение.15.1

Пособия по ОГЭ 
Об авторе: Елена Маханова
Подготовка к ОГЭ. Изложение.
Изложение
Это комплект, состоящий из учебно-практического справочника с мультимедийными приложениями. В пособии не только рассматриваются требования к изложению, но и даются рекомендации по выполнению данного задания и наглядно демонстрируются примеры различных способов сжатия отдельных фрагментов и полных текстов.
ВИДЕОЛЕКЦИИ  "Подготовка к ОГЭ"


Дополнительно

ЗАДАНИЕ 15. 
Используя прочитанный текст из части 2,выполните на отдельном
листе ТОЛЬКО ОДНО из заданий: 15.1, 15.2 или 15.3. Примеры 2016
 Перед написанием сочинения запишите номер выбранного задания: 15.1, 15.2 или 15.3.
15-1  
Требования к сочинению
Абзацное членение текста – это одно из важных условий при написании сочинения на лингвистическую тему.
Помните: сочинение должно иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум - 3):
1 абзац - тезис,
2 абзац - толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические явления,
3 абзац - толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические явления,
4 абзац - вывод
   Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста.
   Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
 Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале.
 Главные требования к сочинению такие:
             необходимо своими словами объяснить смысл высказывания и
             привести 2 примера из прочитанного текста.
   Толкование высказывания можно разместить как в начале сочинения, так и в конце.
   Приводя примеры, нужно не только назвать лингвистическое понятие, но и указать его роль в данном предложении.  "Попробую это доказать" необходимо писать в конце 1 первого абзаца. 






Дополнительно
Вступление (введение)
   Целью вступления является подготовка читателя к восприятию написанного вами текста.
  При написании вступления можно использовать следующие приемы:
   Небольшое обобщение,  в котором необходимо показать, что тема сочинения-рассуждения актуальна.
  Например:  Глагол обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, связанных с жизнью и деятельностью человека. Вот почему он занимает второе место по частоте употребления после имени существительного.
В своей речи мы постоянно используем местоимения. По частоте употребления они занимают третье место после имён существительных и глаголов.
    Цепь вопросительных предложений, которые помогут зафиксировать внимание на ключевых понятиях и сделать плавный переход к основной части сочинения. Например:
Почему писатель А. Югов считает, что «глагол – это самая живая часть речи»? В чём заключается значение глагола в предложении и в тексте? Почему по частоте употребления он занимает второе место после существительного?
Почему в речи мы употребляем местоимения? Разве нет им альтернативы среди других частей речи? Разве нельзя без них обойтись?
«Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи. В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка», - таково мнение писателя А, Югова, и, на мой взгляд, оно является правильным.
Помните, что вступление должно быть небольшим.
                    
Основная часть

 При написании основной части надо помнить, что вы пишите сочинение-рассуждение и что существует три вида рассуждений.
  Рассуждение-доказательство имеет целью доказать истинность или ложность главного утверждения тезиса.
Основными языковыми средствами оформления рассуждения-доказательства являются:
  *вводные слова: во-первых, во-вторых, например, итак, таким образом, следовательно;
  *союзы: так что, поскольку, так как, если;
  *речевые обороты: предположим, что…; допустим что…; об этом свидетельствует…, это позволяет предположить.
Для обеспечения логической связи между предложениями моно использовать слова:
  *потому что, поэтому, вот почему;
  * это объясняется тем, что…; это зависит от…;
                это является следствием того, что;
  *например, таким образом, по-моему, на мой взгляд, как мне кажется, скорее всего, очевидно;
   * речевые обороты: я могу с уверенностью сказать, что…; я полагаю, что…;
    попытаемся разобраться…; можно сравнить; я согласна с тем, что.
Все названные виды рассуждений имеют общую схему построения:
Подведение к вопросу тезис доказательство тезиса  выводы.
   Подведение к вопросу обычно реализуется во вступлении. Здесь же может быть приведён и тезис. Но чаще тезис даётся в основной части.
   Тезис – это то, что доказывается или объясняется.
В основной части обязательно приводятся аргументы.
   Аргументы – это доказательства, доводы, объяснения, обоснования, которые приводятся в поддержку тезиса.
  Для связи тезиса и доказательства обычно используются следующие словосочетания:  докажем это, это можно доказать так, это можно доказать следующим образом, это объясняется следующим, доказательством служит, об этом свидетельствует.

 Выводы приводятся в заключении сочинения – рассуждения.

 Все темы   http://rmo-ru.ru/articles


  ШАБЛОН:


 Данная реплика принадлежит _________________. Она свидетельствует о том, что _____________________________________________________________________.

___________________________________________________. 

Докажу свои рассуждения _____________________________________________________.

 Во-первых, _____________________________________________________________

_____________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________(предложение ...).

Во-вторых, _____________________________________________________________

__________________________________________(предложения 51 - 53).

Таким  образом,_______________________________________________. 


Сочинение на лингвистическую тему в схеме

План сочинения
1. Тезис (2-3 предложения)
2. Основная часть (аргументы)
3. Вывод
О чем писать
1. Сформулировать позицию автора.
(записать цитату, оформив как предложение с прямой речью).
2. Выразить свое отношение к ней.
3. Объяснить, как вы понимаете ее смысл.
Назвать языковое явление.
Объяснить его значение (дать определение).
Привести 2 примера-аргумента из текста.
Указать роль языкового явления  в тексте.
примеры должны иллюстрировать два разных явления языка: лексическое и  грамматическое; каждый пример должен соответствовать указанному явлению.
Сказать о том же, о чем шла речь во вступлении, но другими словами.
Клише
      И.И.Иванов пишет: «Вставь цитату из задания».
Я согласен(а) с мнением автора.
По-моему, в этом высказывании идет речь о…. (Или: Я понимаю смысл этого высказывания так: …)
Действительно, (называем языковое понятие) играют важную роль в нашем языке (или строим предложение иначе, исходя из содержания цитаты). (Назовем языковое явление) – это (дать определение, что это такое). 
Обратимся  к тексту (укажем автора текста). 
Например, в предложении №… мы встречам … Это помогает писателю …
   А в предложении № … автор (употребляет, использует)…, которые (указываем роль языкового понятия в тексте).
Таким образом, приведенные примеры подтверждают мысль (укажем фамилию автора цитаты) о том, что …

Речевые клише:
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению текста.
Проиллюстрировать названное лексическое (грамматическое) явление  можно на примере …. предложения текста.
Пример лексического (грамматического) явления можно найти в предложении № ... .
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения, в котором автор использует такое лексическое (грамматическое) явление, как ... .
В подтверждение собственных выводов приведу примердемонстрирующий лексическое (грамматическое) явление, из … предложения прочитанного мною текста.
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое лексическое (грамматическое) явление, как … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 

1.
«Роль прилагательных в тексте» (Вид рассуждения – рассуждение-размышление)
Пошаговая инструкция .Внимательно прочитаем текст.
(1)Я много видел живописных и глухих мест в России, но вряд ли когда-нибудь увижу реку более девственную и таинственную, чем Пра.
(2)Сосновые сухие леса на ее берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины. (3)Корабельные сосны, поваленные ветром, лежали, как медные литые мосты над её коричневой, но совершенно прозрачной водой…
(4)Но удивительнее всего в этих местах был воздух. (5)В нём была полная и совершенная чистота.
(6)А среди дня и река, и леса играли множеством солнечных пятен – золотых, синих, зеленых и радужных. (7)Потоки света то меркли, то разгорались и превращали заросли в живой шевелящийся мир листвы. (8)Глаз отдыхал от созерцания могучего и разнообразного зеленого цвета…          (К. Паустовский)   
 «Прилагательное – это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы какой? чей?»
 «Предметом в грамматике называется всё то, о чем можно спросить кто это? что это?» Часть речи, которая обозначает предмет, называется именем существительным.
«Признак предмета - это свойства ( сильный), принадлежность(лисий), количества (трёхлетний) и т.д., характеризующие данный предмет.
 Сделаем для себя вывод и запишем его:
«Имя прилагательное тесно взаимосвязано с существительным. Существительное называет предмет, а прилагательное – его свойства».
  Очевидно, что одна из ролей прилагательного заключается в том, чтобы называть свойства предмета – это первый тезис, который мы будем доказывать.
Однако, как известно, прилагательное играет и другие роли, например, украшает нашу речь или является средством художественной выразительности – это второй тезис. Вспомним языковые средства оформления рассуждения-размышления.

Итак, основная часть нашей работы уже обозначена.
Приступим к написанию вступления. Оно должно подвести читателя к рассматриваемому вопросу.

Люди живут среди предметов и явлений жизни, которым дают имена с помощью такой части речи, как имя существительное. Однако, увидев предмет, человек не только стремится его назвать, но и оценить, определить его качественную сторону. Для этого он использует прилагательные и с их помощью обозначает признак предмета. Попробуем разобраться, что такое признак предмета.

   От вступления необходимо перейти к основной части. Для этого найдём в тексте и выпишем на черновик все прилагательные: живописных, глухих, девственную, таинственную, сосновые, сухие и т.д. Выберем предложение, которое будем использовать в качестве примера для доказательства первого тезиса. Приступим к написанию основной части сочинения.
Обратимся к тексту и перечитаем второе предложение: «Сосновые сухие леса на её берегах перемежевались с вековыми дубовыми рощами, с зарослями ивы, ольхи и осины». Прилагательные «сосновые» и «дубовые» указывает, какие деревья растут на берегах реки Пра, а прилагательные «сухие» и «вековые», на наш взгляд, подчёркивают, что им много лет. Итак, с помощью прилагательных писатель дал нам описание свойств лесов и рощ. Значит, признак предмета – это его отличительные свойства.
Используя в качестве примера второе предложение текста, в ходе размышления мы доказали первый тезис: «Прилагательное обозначает свойства предмета».
Перейдем к доказательству второго тезиса.

  Но разве прилагательные нужны только для того, чтобы обозначать свойства предметов? Конечно, нет! Попробуем убрать в шестом предложении все прилагательные и запишем его. Вот что у нас получится: «А среди дня и река, и леса играли множеством пятен». Скучно и невыразительно! Это позволяет предположить, что прилагательные нужны для того, чтобы сделать нашу речь более яркой, выразительной насыщенной.
Наши размышления помогли доказать второй тезис: «Прилагательные украшают нашу речь».                                                           
ИЛИ
  Кроме того, в данном тексте (как и во многих других художественных произведениях талантливых авторов) прилагательное становится средством художественной выразительности. Так, К.Паустовский, используя прилагательные «глухих», «девственную» (предложение 1) и «могучего» (предложение 8), не просто называет свойства предметов, но и даёт им художественное, образное определение. Эти эпитеты, на наш взгляд, делают описание более наглядным, ощутимым.
Мы доказали   тезис: «Прилагательные являются средством художественной выразительности».
Перейдём к обобщению. Для связи аргументов с выводом можно использовать следующие словосочетания и речевые обороты: таким образом, получается что…, следовательно. 
Таким образом, прилагательное играет большую роль в тексте. Во-первых, оно обозначает признаки предметов. Во-вторых, прилагательные украшают нашу речь. И, наконец, они могут являться в тексте средством художественной выразительности – эпитетами.


Практикум

На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Н. С. Вал­ги­ной: «Пунк­ту­а­ция до­стиг­ла та­ко­го уров­ня раз­ви­тия, когда она стала вы­ра­зи­те­лем тон­чай­ших от­тен­ков смыс­ла и ин­то­на­ции, ритма и стиля». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.


Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми Н. С. Вал­ги­ной.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.

                                                СОЧИНЕНИЕ


     Лингвист Н.С.Валгина утверждает, что в современном русском языке возможности использования знаков препинания неограниченны: с их помощью в высказывании можно расставить смысловые и интонационные акценты, придать фразе определённое звучание. Подтвердить свои слова я могу примерами из текста Л.Волковой.

    Обратимся к предложению 4, в конце которого автор поставил восклицательный знак. Данный пунктуационный знак помогает писателю передать эмоции папы, рассерженного непослушанием детей. А предложение 17 завершает другой знак препинания - многоточие. В данном контексте этот знак выражает незаконченность высказывания, которая вызвана волнением мальчика, увидевшего оживших игрушек.

    Таким образом, пунктуация является очень важным средством оформления письменной речи. (93 слова)                                                Источник 

                                        ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ
 (1)В при­го­ро­де од­но­го са­мо­го обыч­но­го го­ро­да жила самая обыч­ная семья: папа Витя, мама Вика, сын Митя и дочь Ника. (2)Дети были по­слуш­ны­ми, но они очень не лю­би­ли ло­жить­ся спать. (3)Каж­дый вечер был скан­дал:– (4)Дети, ло­жи­тесь спать! (5)Уже позд­но… — сер­дил­ся папа Витя.
– (6)Ну, папа, ещё пол­ча­си­ка можно мы по­иг­ра­ем? (7)Па­поч­ка, по­жа­луй­ста, — про­си­ли дети.

(8)Вот и се­год­ня дети ну никак не хо­те­ли идти спать.
– (9)Даю вам де­сять минут, — ска­зал рас­сер­жен­но папа и вышел из ком­на­ты.

– (10)Да­вай­те соберём иг­руш­ки и будем ло­жить­ся, — ска­за­ла мама.

(11)В конце кон­цов дети легли в свои кро­ват­ки и за­кры­ли глаза.
(12)Про­би­ло пол­ночь. (13)И вдруг Митя уви­дел, что в ком­на­те стало про­ис­хо­дить что-то не­обыч­ное. (14)Дет­ские иг­руш­ки на­ча­ли ожи­вать: куклы по­прав­ля­ли свои пла­тья и причёски, сол­да­ти­ки чи­сти­ли свои ружья, ма­шин­ки про­ве­ря­ли свои колёса, мяг­кие иг­руш­ки слад­ко по­тя­ги­ва­лись. (15)Митя при­тво­рил­ся спя­щим, и они не за­ме­ти­ли, что маль­чик за ними на­блю­да­ет. (16)На со­сед­ней кро­ва­ти сест­ра тоже не спала и во все глаза смот­ре­ла на иг­руш­ки.
– (17)Вика, — за­шеп­тал брат де­воч­ке, — наши иг­руш­ки ожили…

– (18)Я вижу.

– (19)Иг­руш­ки, вы ожили? (20)Как так может быть? — не вы­тер­пе­ла де­воч­ка.

– (21)Ой-ой-ой, они нас видят, — за­пи­ща­ли куклы, — те­перь все узна­ют нашу тайну.

– (22)Нет-нет, что вы, мы ни­ко­му не рас­кро­ем ваш сек­рет. (23)Прав­да, Митя?

– (24)Прав­да, — со­гла­сил­ся маль­чик, — а по­че­му вы толь­ко ночью ожи­ва­е­те? (25)Вот было бы здо­ро­во, если бы вы все­гда были жи­вы­ми! (26)Дети вы­лез­ли из кро­ва­тей и сели на пол в окру­же­нии иг­ру­шек.

– (27)Мы так устро­е­ны, — ска­за­ли сол­да­ти­ки. — (28)Если с нами бе­реж­но иг­ра­ют, если нас не раз­бра­сы­ва­ют, не ло­ма­ют, то мы ожи­ва­ем и обе­ре­га­ем сон и покой наших хо­зя­ев, а если на­о­бо­рот, то ухо­дим на­все­гда.

(29)Ника взяла на руки самую лю­би­мую куклу.
– (30)Да­вай­те по­иг­ра­ем? — пред­ло­жи­ла де­воч­ка.

– (31)Ура! (32)Да­вай­те! — за­те­я­ли возню иг­руш­ки.

– (33)Вам спать надо, вы зав­тра плохо в садик вста­не­те, — ска­зал мед­ведь — это была ста­рая иг­руш­ка, с ко­то­рой иг­ра­ла, на­вер­ное, ещё мама.

– (34)Хо­ро­шо, — Митя по­бо­ял­ся оби­деть ста­ро­го мед­ве­дя, — а зав­тра мы ляжем спать по­рань­ше, чтобы по­иг­рать с вами со всеми жи­вы­ми.

(35)Маль­чик пожал ручку сол­да­ти­кам, по­гла­дил по го­ло­ве со­бач­ку Тишку, по­ста­вил ма­шин­ки в гараж. — (36)Ника, давай спать, а зав­тра опять по­иг­ра­ем с иг­руш­ка­ми!
– (37)Хо­ро­шо, — зевая, ска­за­ла де­воч­ка и усну­ла.
(38)Утром детей раз­бу­дил папа:
– (39)Папа, папа, а ты зна­ешь, что было се­год­ня ночью… — начал Митя, но потом вспом­нил об обе­ща­нии со­хра­нить тайну. — (40)Мне при­снил­ся сон.

– (41)Ну, сон — это от­лич­но, — за­сме­ял­ся папа.

(42)Митя ни­ко­му не рас­ска­зал про свой сек­рет. (43)Те­перь он ло­жил­ся спать рано, и каж­дую ночь иг­руш­ки ожи­ва­ли и иг­ра­ли с детьми, пока ста­рый мед­ведь не го­во­рил им, что нужно идти спать.
(44)Ко­неч­но, это был сон. (45)Но ведь это хо­ро­шо, что дети верят в доб­рые сны!
 (По Л. Вол­ко­вой) Вол­ко­ва Лю­бовь — мо­ло­дой со­вре­мен­ный автор.

                                           2. Выбор профессии
На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го фи­ло­ло­га и фи­ло­со­фа А. А. Аве­рин­це­ва: «За­да­ча ав­то­ра рас­суж­де­ния — как можно убе­ди­тель­нее обос­но­вать свою точку зре­ния. Для этого не­об­хо­ди­мо при­во­дить как можно боль­ше до­ка­за­тельств, рас­по­ла­гая их в опре­делённой по­сле­до­ва­тель­но­сти». Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.


Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми А. А. Аве­рин­це­ва.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


                                       СОЧИНЕНИЕ



       Известный филолог и философ А.А.Аверинцев утверждает, что убедительность высказывания во многом зависит от аргументов, изложенных  в логически последовательной форме. Как правило, аргументами автор рассуждения должен либо подтвердить своё мнение, либо опровергнуть его. Давайте обратимся к тексту Е.Гришковца, чтобы выяснить, как построил рассуждение его герой и получилось ли ему убедить читателей в сказанном.
   Рассмотрим фрагмент прочитанного текста, ограниченный предложениями 14-27. Он представляет собой небольшое рассуждение, тезисом которого является следующая мысль: мальчику кажется, что при выборе будущей профессии у него есть два варианта: мединститут или институт культуры. Однако аргументы, которые приводит рассказчик, опровергают эту мысль: во-первых, герой признаётся в том, что испытывает страх перед анатомическим театром, и это закрывает перед ним двери в мединститут (предложения 19-20); во-вторых, студенческая жизнь в институте культуры разочаровывает мальчика и заставляет "твёрдо отказаться" от мысли поступить в этот вуз (предложения 23-27). 

   Таким образом, попытки героя разобраться в себе убеждают нас в том, что с выбором будущей профессии он ещё не определился. (154 слова)


                                         ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Мама, когда я ещё не учил­ся в школе, ра­бо­та­ла ин­же­не­ром и много чер­ти­ла. (2)Чер­те­жи были такие кра­си­вые, а её го­то­валь­ня с бле­стя­щи­ми шту­ка­ми была такая не­обык­но­вен­но при­тя­га­тель­ная, что я не мог прой­ти мимо. (3)Ко­неч­но, меня от­лав­ли­ва­ли, не пус­ка­ли, но не­сколь­ко чер­те­жей я всё же ис­пор­тил, какие-то цир­ку­ли сло­мал.
– (4)Его явно тянет к точ­ным на­у­кам, — серьёзно го­во­ри­ла мама отцу.
(5)В школе сразу стало ясно, что меня к точ­ным на­у­кам не тянет. (6)Я учил­ся очень сред­не. (7)Мама го­во­ри­ла, что если я так про­дол­жу, то стану груз­чи­ком. (8)Вы­ра­же­ние же лица отца в это время было таким, что я до­га­ды­вал­ся: он со­мне­ва­ет­ся, что мама го­во­рит прав­ду.
(9)Ко­ро­че, про­фес­сия груз­чи­ка как пер­спек­тив­ная мною ни­ко­гда не рас­смат­ри­ва­лась.
(10)Когда я учил­ся в стар­ших клас­сах, ро­ди­те­ли пре­по­да­ва­ли в уни­вер­си­те­те. (11)Мама вела тер­мо­ди­на­ми­ку, а отец ра­бо­тал за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой на эко­но­ми­че­ском фа­куль­те­те.
(12)Но ал­геб­ра, гео­мет­рия и фи­зи­ка по-преж­не­му были са­мы­ми тёмными для меня пред­ме­та­ми. (13)Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли, что по их сто­пам я не пойду, и даже не на­ме­ка­ли на это.
(14)Какие воз­мож­но­сти у меня име­лись? (15)Уни­вер­си­тет, ин­сти­тут куль­ту­ры и, ко­неч­но же, ме­ди­цин­ский.
(16)Ме­ди­цин­ский мне все­гда нра­вил­ся. (17)Во-пер­вых, там пре­по­да­вал мой лю­би­мый дядя. (18)Во-вто­рых, там учил­ся мой тро­ю­род­ный брат, ко­то­рый мне тоже нра­вил­ся. (19)Но как-то пу­га­ла так на­зы­ва­е­мая ана­то­мич­ка. (20)Я по­ни­мал: даже про­сто войти в зда­ние, где она на­хо­дит­ся, я не смогу.
(21)Тогда я стал хо­дить в ин­сти­тут куль­ту­ры. (22)Слу­шал и смот­рел вы­ступ­ле­ния сту­ден­че­ско­го хора, кон­цер­ты сту­ден­тов эст­рад­но­го от­де­ле­ния, спек­так­ли, по­став­лен­ные и сыг­ран­ные сту­ден­та­ми. (23)Ко­неч­но, я тогда плохо раз­би­рал­ся в этом, но мерт­вен­ную скуку и ужа­са­ю­щую без­ра­дост­ность уви­ден­но­го чув­ство­вал. (24)3апах «ана­то­мич­ки», ка­за­лось, пре­сле­до­вал меня, он ис­хо­дил там от всего: во всех вы­ступ­ле­ни­ях была видна не­нуж­ность про­ис­хо­дя­ще­го. (25)Не­нуж­ность ни­ко­му! (26)Ни вы­сту­па­ю­щим, ни зри­те­лям. (27)Это от­сут­ствие на­деж­ды на ра­дость за­ста­ви­ло меня твёрдо от­ка­зать­ся от мысли по­сту­пить в ин­сти­тут куль­ту­ры.
(28)Но я хотел... (29)Не знаю, чего я хотел. (30)Ни­че­го опре­делённого. (31)Мне хо­те­лось быть сту­ден­том. (32)Хо­те­лось учить­ся не очень труд­но и не очень скуч­но... (33)Хо­те­лось весёлой, ин­те­рес­ной, на­сто­я­щей жизни. (34)Глав­ное — на­сто­я­щей, всем су­ще­ством — жизни.
(По Е. Гриш­ков­цу) *Гриш­ко­вец Ев­ге­ний Ва­ле­рье­вич (род. в 1967 г.) — со­вре­мен­ный рос­сий­ский пи­са­тель, дра­ма­тург, ре­жиссёр, актёр, му­зы­кант. Стал из­ве­стен после того, как в 1999 г. был удо­сто­ен на­ци­о­наль­ной те­ат­раль­ной пре­мии «Зо­ло­тая маска». Яв­ля­ет­ся ав­то­ром книг «Ру­баш­ка», «Реки», «Следы на мне», «Ас­фальт».


3.

 «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом»  К.Паустовский
1
Тезис
  Не могу не согласиться с высказыванием К.Паустовского, который посвятил нашему родному языку эти строки: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом».
Переход к основной части
Действительно, русский язык принадлежит к числу наиболее развитых и богатейших языков мира. В чем же заключается его богатство?
2
Доказательства
1-й пример

Богатство любого языка определяется прежде всего богатством словаря. Известный русский учёный В.И. Даль включил в «Словарь живого великорусского языка» более 200 тысяч слов. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и   различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение № 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение № 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
2-й пример
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов - это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
3
Вывод
Таким образом, русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить чувства.

3.
– написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.
Задачи брошюры:
рассмотреть требования к сочинению (15.1), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
·         правильно находить  главную информацию,
·         четко цитировать  и
·         убедительно аргументировать свою точку зрения.
 В комплект входят:
·         брошюра с рекомендациями, 
·         пошаговая инструкция с примерами; 
·         презентация;
·         афоризмы; 
·         тексты и шаблоны (практикум);
·         теоретические сведения по лингвистике.

 написание сочинения-рассуждения на понимание смысла фрагмента текста.


Задачи книги:
рассмотреть требования к сочинению (15.2), применить их на письме, используя точные примеры из исходного текста, т.е. научить
·         правильно находить главную информацию,
·         четко цитировать и
·         убедительно аргументировать свою точку зрения.

Книга состоит из двух частей: объяснение теории с упражнениями и практикум. К сборникам прилагается презентация для лекции по этой теме.


 практикум( 10 тектов, шаблоны),


– написание сочинения-рассуждения на морально-этическую (нравственную) тему.
Задачи брошюры:
·         рассмотреть требования к сочинению (15.3), применить их на письме, используя необходимый пример  из исходного текста, и из жизненного опыта;
·         четко цитировать  и убедительно аргументировать свою точку зрения;
·         соединить разносторонние сведения, полученные на уроках;
·         воспитать культуру  письма,
·         выработать умения написания грамотного текста.
В комплект входят:
·         брошюра с рекомендациями, 
·         пошаговая инструкция с примерами;
·         презентация;
·         афоризмы и пословицы на морально-этические темы; 
·         тексты и шаблоны (практикум);
·         краткий словарь этических терминов;
·         проблематика, темы произведений.



Смотрите также:


Из учебника русского языка«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства»( вариант 32).

  Фразеологизмы - это устойчивые сочетания слов, которые мы часто употребляем в своей речи, потому что они делают  ее образной и выразительной.
Так, например, в предложении 2 при помощи фразеологизма "пришел в себя" автор говорит о том, что Сева должен был опомниться и успокоиться.
В предложении 15 вместо обыкновенного "усердно" А. Лиханов употребляет знакомое выражение "закатав рукава", что придает тексту эмоциональность.
  Таким образом, верно высказывание: «Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
4

Л. В. Успенский«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения»( вариант 1).

  Предложение состоит из слов. Но не каждый ряд слов можно назвать предложением, потому что предложением называется синтаксическая единица, которая характеризуется наличием грамматической основы и законченностью мысли, своей структурой, помогающей понять смысл высказывания.
  Так, например, в предложении 19 все слова выражают мысль о том, что Игнатий переживает за свою мать, которая беспокоится о его здоровье. Этой же цели подчинено и  строение предложения: перед нами сложноподчиненное с однородными придаточными частями.
   Предложение 41 состоит из нескольких словосочетаний, слова в которых связаны посредством падежной формы, что является признаком грамотно построенного высказывания.
  Таким образом, прав был Л.В. Успенский, который утверждал: «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».

5

 Н.С. Валгина: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста»( вариант 36).

  Абзац-это средство оформления текста, которое позволяет правильно понять информацию, основную мысль и авторский замысел.
  Так, например, предложения 1-4 представляют собой отдельную часть, в которой дается первоначальное описание героя,  то есть мы имеем возможность познакомиться с действующим лицом произведения.
  В истории о псе главной для понимания его сущности является информация о том, что Борожай, спасая другое живое существо, погибает сам. Поэтому М.П. Лоскутов объединяет в отдельный абзац предложения 23-31, рассказывающие именно об этом.
Таким образом, права была Н.С. Валгина, которая утверждала: "Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста".
15.1 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния пи­са­те­ля В. А. Со­ло­ухи­на: «Эпи­те­ты — одеж­да слов». 
Ар­гу­мен­ти­руя свой ответ, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра из про­чи­тан­но­го тек­ста. При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.

Вы мо­же­те пи­сать ра­бо­ту в на­уч­ном или пуб­ли­ци­сти­че­ском стиле, рас­кры­вая тему на линг­ви­сти­че­ском ма­те­ри­а­ле. На­чать со­чи­не­ние Вы мо­же­те сло­ва­ми В. А. Со­ло­ухи­на.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Ра­бо­та, на­пи­сан­ная без опоры на про­чи­тан­ный текст (не по дан­но­му тек­сту), не оце­ни­ва­ет­ся. Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


СОЧИНЕНИЕ

Эпитеты - это преимущественно прилагательные, которые придают слову красочность, выразительность. Эпитеты помогают более точно охарактеризовать человека, предмет или явление, создать более яркий образ. Рассмотрим, насколько справедливо данное утверждение, на примерах, взятых из текста Э.Шима.

Так, в предложении 5, описывая девочку, автор употребляет следующие эпитеты: "загадочное" (существо), "невероятная" (красавица), с "золотыми" (глазами), с "тонюсенькой" (талией). Благодаря этим прилагательным читатель имеет возможность без труда представить образ красавицы Верочки.

А в предложении 75, говоря о Гоше, писатель использует другие эпитеты: "тихий, застенчивый и боязливый". Так Э.Шим выделяет в характере своего героя главные черты.

Таким образом, не случайно русский писатель Э.Шим назвал эпитеты "одеждой слов".(101 слово)


15.2 На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние. Объ­яс­ни­те, как Вы по­ни­ма­е­те смысл фраг­мен­та тек­ста: «Гоша не­мно­го сер­дит: он не хотел брать этот фла­кон, вы­но­сить его по­ти­хонь­ку, но Ве­роч­ка за­ста­ви­ла. Ей, ви­ди­те ли, своя при­хоть до­ро­же».
При­ве­ди­те в со­чи­не­нии 2 ар­гу­мен­та из про­чи­тан­но­го тек­ста, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния.
При­во­дя при­ме­ры, ука­зы­вай­те но­ме­ра нуж­ных пред­ло­же­ний или при­ме­няй­те ци­ти­ро­ва­ние.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


СОЧИНЕНИЕ

           Гоша осознаёт, что Верочка заставила его совершить бесчестный поступок. Но симпатия к девочке и желание ей угодить оказались для него важнее. Верочку же, судя по всему, нисколько не волнует моральная сторона действий Гоши, для неё важнее её собственные желания. Это можно подтвердить примерами из прочитанного текста.

          Из содержания текста мы понимаем, что Гоша оказался во власти чар Верочки. Он готов выполнить любую её прихоть, какой бы абсурдной она ни была: отдать куртку и остаться в одной майке (предложение 10), встать на голову (предложение 26), вынести мамины духи (предложение 41). Ради внимания Верочки мальчик полностью подчиняется ей и терпит все унижения  (предложения 28-29).

          Верочке же нравится ощущать собственное превосходство над тихим и застенчивым Гошей. Она понимает, почему мальчик позволяет командовать собой. Но чувства Гоши ей неинтересны, она всего лишь хочет удовлетворить собственное тщеславие, не думая о последствиях, к которым могут привести её безумные желания (предложения 58, 75).

          Таким образом, в конце концов такое поведение героев приводит к несчастному случаю. (158 слов)


15.3 Как Вы по­ни­ма­е­те зна­че­ние сло­во­со­че­та­ния НРАВ­СТВЕН­НЫЙ ВЫБОР?
Сфор­му­ли­руй­те и про­ком­мен­ти­руй­те дан­ное Вами опре­де­ле­ние. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние на тему «Что такое нрав­ствен­ный выбор», взяв в ка­че­стве те­зи­са дан­ное Вами опре­де­ле­ние. Ар­гу­мен­ти­руя свой тезис, при­ве­ди­те 2 при­ме­ра-ар­гу­мен­та, под­твер­жда­ю­щих Ваши рас­суж­де­ния: один при­мер-ар­гу­мент при­ве­ди­те из про­чи­тан­но­го тек­ста, а вто­рой — из Ва­ше­го жиз­нен­но­го опыта.
Объём со­чи­не­ния дол­жен со­став­лять не менее 70 слов.
Если со­чи­не­ние пред­став­ля­ет собой пе­ре­ска­зан­ный или пол­но­стью пе­ре­пи­сан­ный ис­ход­ный текст без каких бы то ни было ком­мен­та­ри­ев, то такая ра­бо­та оце­ни­ва­ет­ся нулём бал­лов.
Со­чи­не­ние пи­ши­те ак­ку­рат­но, раз­бор­чи­вым по­чер­ком.


СОЧИНЕНИЕ

          Нравственный выбор – это осознанно принятое человеком решение, это ответ на вопрос "Как поступить?": подчиниться или остаться самим собой, обмануть или сказать правду, помочь или бросить в беде. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, жизненными ценностями. По тому, что выбирает человек, можно судить о его моральном облике. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.


          Обратимся к тексту Э.Ю.Шима. Герой текста Гоша на первый взгляд безвольный, застенчивый и боязливый мальчик. Но в критической ситуации он, не раздумывая, делает свой выбор и совершает настоящий подвиг: плашмя, животом, падает на горящую ракету, чтобы спасти девочку, которая ему нравится. Героический поступок мальчика говорит о том, что он настоящий мужчина, готовый ценой собственной жизни спасти жизнь другого человека.

          Свой нравственный выбор сделал и герой рассказа Ирины Крамшиной "Попрыгунья-стрекоза". Когда Макс узнал, что у его матери больная почка и ей срочно требуется операция, он принимает осознанное решение стать для неё донором. Этот выбор свидетельствует о том, что, несмотря на все разногласия и ссоры, сын любит свою мать и желает ей только добра.

          Таким образом, делая нравственный выбор, человек показывает окружающим своё истинное лицо. (174 слова)


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Ре­бя­та ушли со двора, со­би­ра­ют по­ход­ное сна­ря­же­ние. (2)Остал­ся один Гоша. (3)Де­жу­рит у подъ­ез­да и ждёт кого-то...
(4)Вот на­ко­нец она по­яви­лась. (5)За­га­доч­ное су­ще­ство три­на­дца­ти лет, не­ве­ро­ят­ная кра­са­ви­ца с улыб­кою до ушей, с зо­ло­ты­ми гла­за­ми, с то­ню­сень­кой та­ли­ей. (6)Ве­роч­ка.
– (7)При­вет, — го­во­рит Ве­роч­ка и поёжи­ва­ет­ся. — (8)Хо­лод­но ещё... (9)Дай курт­ку.
(10)Гоша на­ки­ды­ва­ет ей на плечи кур­точ­ку, остаётся в одной майке, и кожа на его руках по­кры­ва­ет­ся пу­пы­рыш­ка­ми.
– (11)Тебе отец из Ан­глии чего-ни­будь привёз?
– (12)Ага. (13)Вот, смот­ри, тран­зи­стор.
– (14)А ма­те­ри привёз чего-ни­будь? (15)Духи, на­при­мер? (16)При­не­си по­смот­реть.
– (17)Но как же я... (18)Вера, мне же... (19)Ну, не­удоб­но...
– (20)Тогда ста­но­вись на го­ло­ву. (21)Ну?!
– (22)Брось, Верк... (23)Не надо...
– (24)Сей­час же встань на го­ло­ву!
– (25)Ну, по­жа­луй­ста... (26)Гоша под­хо­дит к стене, опус­ка­ет­ся на чет­ве­рень­ки и после не­сколь­ких не­удач­ных по­пы­ток де­ла­ет стой­ку. (27)Ве­роч­ка на­блю­да­ет за ним су­ро­во, как тре­нер.
– (28)Кто глав­ный? — спра­ши­ва­ет она.
– (29)Ну, ты...
– (30)Пе­ре­вер­нись. (31)И тащи духи. (32)А то за­став­лю сто­ять на го­ло­ве целый день!
(33)Вы­ти­рая ла­до­ни о свою майку, Гоша топ­чет­ся бес­по­мощ­но, мор­га­ет, но Ве­роч­ка не­умо­ли­ма. (34)И тогда, отдав ей тран­зи­стор, Гоша плетётся к себе в квар­ти­ру.
(35)То­роп­ли­вые шаги на лест­ни­це, го­ло­са: вы­бе­га­ют на двор Серёжка и Пав­лик, од­но­класс­ни­ки Гоши, с удоч­ка­ми и с какой-то кар­тон­ной, но гроз­но­го вида тру­бой.
– (36)Это ра­ке­та, — со­об­ща­ет Серёжка вну­ши­тель­но. — (37)В лесу за­пу­стим.
(38)Ве­роч­ка снис­хо­ди­тель­но на­блю­да­ет, как маль­чиш­ки во­зят­ся с ра­ке­той, как бе­реж­но кла­дут её на сту­пень­ки подъ­ез­да, а сами от­прав­ля­ют­ся за рюк­за­ка­ми.
(39)До­ждав­шись, когда маль­чиш­ки скры­лись на лест­ни­це, вы­хо­дит на двор Гоша. (40)Огля­ды­ва­ет­ся, про­тя­ги­ва­ет Ве­роч­ке го­лу­бой бле­стя­щий фла­кон.
(41)Гоша не­мно­го сер­дит: он не хотел брать этот фла­кон, вы­но­сить его по­ти­хонь­ку, но Ве­роч­ка за­ста­ви­ла. (42)Ей, ви­ди­те ли, своя при­хоть до­ро­же. (43)И Гоша те­перь сер­дит и почти свы­со­ка раз­го­ва­ри­ва­ет с Ве­роч­кой: (44)«На, смот­ри, если хо­чет­ся...»
(45)Ве­роч­ка по­ни­ма­ет его со­сто­я­ние. (46)И ей не нра­вит­ся, что Гоша раз­го­ва­ри­ва­ет свы­со­ка. (47)Лицо у Ве­роч­ки ста­но­вит­ся за­дум­чи­вое. (48)Она скло­ня­ет го­ло­ву набок, при­щу­ри­ва­ет­ся. (49)Пре­жде, года три назад, с таким вы­ра­же­ни­ем Ве­роч­ка ки­да­лась драть­ся (и дра­лась по­чи­ще маль­чи­шек). (50)Те­перь она не дерётся. (51)Есть дру­гие спо­со­бы.
(52)Она не­хо­тя берёт го­лу­бой фла­кон.
– (53)Так, по­нят­но… (54)А спич­ки у тебя есть?
– (55)Спич­ки?.. (56)Ну, в курт­ке... по­смот­ри в кар­ма­не.
– (57)Ага. (58)Те­перь под­жи­гай этот хвост! — (59)Ве­роч­ка по­ка­зы­ва­ет на остав­лен­ную маль­чиш­ка­ми ра­ке­ту.
– (60)Зачем?.. — ни­че­го не со­об­ра­жая, бор­мо­чет Гоша. — (61)Что это?
– (62)Бомба. (63)Пусть ба­бах­нет.
– (64)Ну!.. — рас­те­рян­но бор­мо­чет Гоша. — (65)Это...
– (66)Кто глав­ный?
– (67)Верка, пе­ре­стань!
– (68)Ах, так? — (69)Вера чир­ка­ет спич­кой и под­но­сит огонёк к ра­кет­но­му хво­сту. (70)На­ко­нец что-то за­ши­пе­ло, за­сквор­ча­ло, как масло на ско­во­род­ке...
– (71)Верка! (72)Отой­ди!..
(73)Ве­роч­ка де­мон­стра­тив­но стоит над ча­дя­щей кар­тон­ной тру­бой. (74)И тут я вижу на­ча­ло по­дви­га, его свер­ше­ние и конец. (75)Гоша, оце­пе­нев­ший от ужаса Гоша, при­жав­ший­ся к стене с пе­ре­ко­шен­ным лицом, тихий, за­стен­чи­вый и бо­яз­ли­вый Гоша вдруг от­тал­ки­ва­ет Ве­роч­ку и — плаш­мя, жи­во­том — па­да­ет на ра­ке­ту.

(По Э. Шиму) *


* Шим Эду­ард Юрье­вич (Эду­ард Юрье­вич Шмидт) (1930—2006 гг.) — рус­ский пи­са­тель, дра­ма­тург, автор не­сколь­ких сбор­ни­ков рас­ска­зов для детей и взрос­лых.



Сочинение на лингвистическую тему (19)
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
По мнению российского лингвиста А.Реформатского, местоимения выполняют функцию «заместителей» знаменательных слов. Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст Ю.Трифонова.
«Эпитеты – одежда слов», - утверждает русский писатель и поэт В. Солоухин, и с этим высказыванием невозможно не согласиться. Эпитеты являются красочными определениями для слов, с помощью них можно создать яркие и выразительные художественные образы.
Известный английский писатель Дж.Свифт утверждал: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается». Раскроем смысл данного высказывания, проанализировав особенности речи героев рассказа В.Токаревой.
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
На мой взгляд, современный российский лингвист Л.Ю. Максимов прав, утверждая, что с помощью абзацного отступа «выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
Вопросительный знак так же, как и другие знаки препинания, очень важен в письменной речи.
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
Невозможно не согласиться с мнением Антона: без знаков препинания в письменной речи нельзя обойтись. Знаки препинания нужны для выделения и разделения частей предложения, они подсказывают интонацию для чтения и помогают передать смысл высказывания. Рассмотрим некоторые из этих функций.
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
Безусловно, основной функцией кавычек является выделительная функция. В прочитанном мною тексте А.Алексина эту функцию выполняют кавычки в предложении 17. Здесь знак препинания участвует в оформлении прямой речи...
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
К знакам завершения в русской пунктуации относятся точка, многоточие, восклицательный и вопросительный знаки, а также иногда одновременно употребляются два знака. Все эти пунктуационные знаки очень важны...
https://images-blogger-opensocial.googleusercontent.com/gadgets/proxy?url=http%3A%2F%2Fwww.saharina.ru%2Fimages%2Fbook_open.png&container=blogger&gadget=a&rewriteMime=image%2F*
Нельзя не согласиться с мнением Антона, потому что двоеточие – это действительно важный знак препинания, который употребляется в простых и бессоюзных сложных предложениях, в предложениях с прямой речью. Двоеточие выполняет разные функции...
1 2
Сочинения- шаблоны.
1.Связь грамматики и лексики в русском языке

                                                           Шаблон.
Я согласен с высказыванием…(Ф. И. О. автора): «…». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.  По моему мнению, в этом высказывании говорится о связи лексики и грамматики в русском языке.
Лексика - это форма сознания, отображающая мировоззрение человека. Через лексику формируется мысль. Сама по себе мысль бесформенна. Лексика определяет форму мысли (или чувства), то есть отображает и выражает что-либо через свойственные лексике значения. 
Докажем это примерами из текста. Например, автор употребляет в предложениях №1,2, 3 и т. д. общеупотребительную лексику, чтобы выразить жизненно важные понятия
Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете, свидетельствует о том, как думают люди. 
Автор употребляет  в предложениях №1,2,3 и т.д. прописные буквы, для того чтобы выделить начала определенных отрезков текста- предложений.
Таким образом, …(Ф. И. О. автора) говорит о единстве содержания и формы языка.

2. Лексика

                                                       Шаблон.
Я согласен с высказыванием ….(Ф.И.О. автора): «….Цитата ».
В этом афоризме говорится о лексическом богатстве русского языка. Обратимся к значению слова. Лексика – это словарный запас языка, который используют люди в своей речи. Слова отражают мысли людей, значит язык – это слепок нашего мышления. Слово – душа языка, его богатство и гордость. Особенно богат на слова мой родной русский язык, потому что многие слова в нем используются в прямом и переносном значении, огромна в языке армия синонимов, антонимов, фразеологизмов. Остановлюсь на …(называть то средство, которое указано в цитате). Например, автор употребляет в предложении №………..для…….      В  предложении №….автор использует…..для того, чтобы…..
Словарный запас человека помогает ему правильно и ярко оформлять свою речь.

3. Пунктуация


                              Шаблон.
Зачем нужно правильно писать? Так ли важно правильно расставлять знаки препинания?  Многие считают, что можно прекрасно обойтись и без них. 
Я не согласен с этим мнением.  Я считаю, что все знаки препинания нужны, и они выполняют очень важную функцию в письменной речи.
Во-первых, запятая может выполнять разделительную функцию. Например, в предложении…она разделяет части сложного предложения.
Во-вторых, с помощью знаков конца предложения можно выразить различные эмоциональные оттенки: восклицание, восхищение, удивление, вопрос. Подтвердим это примером из текста: «…………». (В пример привести предложение, где в конце стоит ! или?)
Таким образом, мы видим, что знаки препинания играют в предложении важную роль.

4. Орфография.
ЗАЧЕМ НУЖНО ПРАВИЛЬНО ПИСАТЬ? Для чего мы учим правила орфографии? Многие считают, что в наш век, век компьютеров и мобильных телефонов, не так важно, какую букву писать в слове «молоко».
Трудно согласиться с мнением тех, кто так считает. Я думаю, что орфография выполняет очень важную функцию в письменной речи.
Во-первых, знание правил орфографии облегчает нам понимание написанного. Наша страна огромна, и в каждом ее уголке  есть особенности произношения. Если бы каждый писал так, как говорит, то мы вскоре перестали бы понимать друг друга.  Например, в предложении №…в слове……по правилам русской орфографии нужно писать букву…
Во-вторых, каждый образованный человек обязан быть грамотным. Нельзя представить себе врача,  который выписывает нам рецепт с ошибками, или безграмотного учителя. Грамотный человек не напишет…(предложение №…).
Таким образом, мы видим, что орфография играет важную роль. Знание орфографии позволяет правильно понять письменное сообщение.

4.Богатство русской речи, точность слова и т. д.

                                                                Шаблон.
«……..», - писал….(Ф. И. О. автора). Как же понимать этот афоризм? В высказывании говорится о точности, образности и выразительности речи.
Что делает речь образной, выразительной и точной?  Тропы и фигуры речи, а также  пословицы, поговорки, фразеологизмы, которые усиливают эмоциональность  языка. Также в речи человека находит своё выражение его индивидуальный жизненный опыт, его культура, его психология. Манера речи, отдельные слова и выражения  помогают понять характер говорящего или пишущего.
          Приведем примеры из текста. В предложении №…автор использует……, а в предложении №…. - ……
Эти слова делают речь более точной, образной и выразительной.
Таким образом, могу сделать вывод, что прав был …….., утверждая: « ………….».


Подготовка к сочинению
Повторение теории.

Разделы науки о языке 
Языковые явления для аргументации (искать в тексте и тестах)
Фонетика
 Звуки. Ударение. Слог.
Лексикология
Многозначные слова. Синонимы. Антонимы.
Стилистически окрашенные (например, разговорные).
Эпитет. Метафора. Сравнение. Олицетворение. 
Фразеология
Фразеологизмы(закатав рукава, через час по чайной ложке, бить баклуши, тянуть кота за хвост, сесть в калошу и т.п.)
Морфемика
Слова с разным (или одинаковым) морфемным составом.
Словообразование
Слова, образованные разными способами словообразования.
Морфология  
Части речи (самостоятельные, служебные, междометия), указанные в теме-цитате и их роль в тексте.
Грамматика (форма)
Синтаксис
 Словосочетания 
 Однородные члены  Обособленные члены
 Вводные слова   Обращения
 Сложные предложения  Прямая речь. Диалог.


Пунктуация
Изобразительно-выразительные средства (ИВС)
Знаки препинания и правила их постановки
Эпитеты.  Метафоры.  Сравнения.
Олицетворения.  Гиперболы. 
Функции:
-завершают предложение (знаки завершения);
- разделяют части предложения друг от друга (разделительные);
- выделяют части внутри предложения  (выделительные)
Функции:
Делают речь яркой, образной, выразительной


Что такое лексические и грамматические явления?


лексические
грамматические
Универсальные лексические категории: омонимы, синонимы, антонимы, паронимы
Словообразование - это раздел науки о языке, который изучает состав (строение) слов и способы их образования.
Морфема - это наименьшая значимая часть слова.
В составе слова выделяются следующие значимые части (морфемы): корень, приставка, суффикс, окончание.
Лексика активного и пассивного запаса:
общеупотребительная лексика, диалектизмы, профессионализмы, жаргонизмы, эмоционально окрашенные слова, архаизмы, неологизмы, заимствованные слова, разговорная лексика, просторечные слова, книжная лексика, термины, фразеологизмы, эмоционально-экспрессивная лексика
Морфология - раздел грамматики, который изучает части речи и их признаки.
Части речи:
 а)самостоятельные: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, глагол, причастие, деепричастие, наречие;
б) служебные: предлог, союз, частица;
в) междометия (ой, ах и т.д.).
Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, сравнение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ
Синтаксис - раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и словосочетаний.
Синтаксические понятия: способы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения;восклицательные и невосклицательные предложения; простые предложения; двусоставные и односоставные предложения;  типы односоставных предложений (определённо-личные, неопределённо-личные, безличные, назывные); неполные предложения; распространённые и нераспространённые предложения; обращения; однородные члены; обособленные члены (обстоятельства, определения, приложения, дополнения); уточняющие и поясняющие члены; вставные конструкции; прямая и косвенная речь; диалог; сложносочинённые предложения;сложноподчинённые предложения; бессоюзные предложения.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор.

Синтаксические средства художественной изобразительности: риторические восклицания, вопрос
или  обращение; параллелизм; анафора; эпифора; инверсия; умолчание; многосоюзие; бессоюзие; градация.


АНТОНИМЫ:
позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, помогают высказать мысль с большей точностью,  делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:
помогают избежать однообразия изложения,  разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
позволяют всесторонне охарактеризовать образ,  помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки, позволяют тонко и красочно описывать явления, способствуют точности и ясности высказывания, дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить.
                                                                УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
делают речь яркой и убедительной,  служат для передачи торжественности момента,
служат для воссоздания исторической обстановки, используются для создания комического эффекта, иронии; помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
подчёркивают достоверность сказанного, служат названиями реалий прошлых лет.

ДИАЛЕКТИЗМЫ:
помогают передать местный колорит, особенности речи героев.                                  

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
служат для обозначения предметов, признаков, действий.                                
СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
выступают как одно из средств выразительности речи.

СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
используется писателями как языковая основа произведения,
употребляется в любых условиях общения,   служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.

РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
создаёт стилистическую окраску слова, одна из отличительных черт разговорной лексики - конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков); используется для словесной характеристики героя.                                                    
                                     ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности, служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
усиливают выразительность, образность языка произведения;
выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
создают живое представление о предмете;  оценивают предмет или явление;
вызывают определённое эмоциональное отношение к ним.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
характеризуют все стороны жизни человека.

ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,

средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
средство передачи монотонности и однообразия действий,

повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования, средство выражения многократности или длительности действия.

Все сочинения по текстам из Открытого банка заданий вы можете прочитать на сайте 
                   "Сдам ГИА"!



Материалы для подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему


   И снова в преддверии экзамена по русскому языку в 9-ом классе обращаюсь к сочинению как одному из самых сложных видов работы. 
   ВСЕ материалы, размещённые ниже, перепечатаны из книги "ГИА-2014", автор - С.Ю. Иванова.
   "В каждом варианте КИМа будет своя (отличающаяся от других) тема сочинения - цитата учёного-языковеда, писателя или философа.
   Чтобы понять её смысл, попробуйте найти ключевые слова, несущие основную смысловую нагрузку, - они подскажут, о чём писАть в сочинении...
Структура сочинения-рассуждения

   
   
Цель написания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1) раскрыть понимание содержания приведённой в задании цитаты лингвистического характера;
2) убедить в своей правоте с помощью подобранных из текста примеров-аргументов, указав их роль в тексте.

Композиция (план) сочинения-рассуждения на лингвистическую тему
I. Вступление: введение предложенной в задании цитаты, выражение согласия с компетентным мнением учёного-лингвиста (писателя, поэта, филолога, философа).
II. Основная часть:
  1) теоретическое рассуждение, т.е. краткий комментарий к цитате(понимание смысла); (возможно сделать во вступлении);
 2) доказательства (аргументы; языковой материал только из предложенного текста):
    а) пример 1, соответствующий теоретическому рассуждению и иллюстрирующий языковое явление, его роль в тексте;
           б) пример 2 и его роль в тексте.
III. Заключение (вывод).
   Заключение так же, как и вступление, не должно превышать по объёму основную часть сочинения.
   Задача заключения - подвести итог, обобщить сказанное.
   Вывод должен быть логически связан с предыдущим изложением и не должен противоречить по смыслу тезису и аргументам.
   Каждая часть сочинения пишется с красной строки.

   Помните, что задания С1 (изложение) и С2 (сочинение) будут проверять эксперты. Поэтому необходимо писАть не только ГРАМОТНО, но и АККУРАТНО, РАЗБОРЧИВО, чтобы написанное можно было прочитать без труда.


Примерный алгоритм написания
сочинения-рассуждения С2,
речевые клише

I. Вступление
  • Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (<или> филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора), который писал: "..." (выпишите цитату из задания).
  • Известный лингвист (<или> филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (<или> пишет, замечает): "..." (выпишите цитату из задания).
  • Прав был лингвист (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший, что "..." (вводится цитата).
  • Трудно (нельзя) не согласиться с мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога, писателя, философа), утверждавшего, что "..." (вводится цитата).
  • Я (полностью) согласен с...
  • Не могу не согласиться с...
  • Я разделяю точку зрения...
  • Я поддерживаю мнение...
   Используйте
  • глаголы: (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что...;
  • вводные слова: по мнению..., по словам...
II. Основная часть
     Переход к рассуждению. Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых клише:
  • Попробуем разобраться в смысле этих слов...
  • Я согласен с этим высказыванием...
  • Как можно понять это высказывание?
  • Попробуем объяснить данное утверждение...
  • Это высказывание я понимаю так: ...
  • Что имел в виду писатель (учёный)?
  • О чём же заставляет задуматься автор данного высказывания?
  • Как понять смысл этих слов?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими словами.
  • Задумаемся: что стоит за этими словами?
  • Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.
  • Смысл этих слов (высказывания) я понимаю так: ... (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2 предложения).
  • Высказывание лингвиста (имя, фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям...
  • Мне кажется, что здесь речь идёт о...
  • Я считаю, что...
  • Я понимаю эти строки так: ...
  • Я думаю, что...
  • Речь идёт о том, что...
   Введение примеров
  • Попробую доказать справедливость своего суждения...
  • Моё рассуждение легко подтвердить примерами из текста (имя, фамилия автора).
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению ... текста.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения... текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении...
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения ...
  • В подтверждение приведу пример из предложения ... текста.
  • Рассмотрим предложение ...
  • Подтвердить данный аргумент можно примером из предложения ... текста.
  • Предложение ... подтверждает мысль о том, что...
   Используйте для введения примеров вводные слова: во-первых..., во-вторых...
   Во-первых, автор пишет в предложениях ... - ... "..." (вставляется цитата, возможно, сокращённая; далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения ... - ... также доказывают, что...
   Помните: вводные слова на письме выделяются запятыми!

   III. Заключение.
  • Таким образом, предложенное для анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя, фамилия автора) справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что...
  • Следовательно, утверждение лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).
   Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д." 

Комментариев нет:

Отправить комментарий